Праймер для металла


Праймер: что это такое и как применяется в строительстве

Комплекс работ по гидроизоляции включает подготовку поверхностей. Основания очищают от мусора, выравнивают места сколов, трещин. Все это приводит к образованию мелких частичек пыли, которые невозможно полностью удалить с поверхностей. Пыль препятствует хорошему сцеплению гидроизоляционных материалов, и в результате готовое покрытие служит меньше, раньше нуждается в ремонте или полной замене. Для предотвращения пылеобразования и улучшения адгезии гидроизоляторов с основанием используют специальный состав – праймер.

Праймер – что это и как применяется ↑

Праймеры бывают не только строительные, их применяют в самых разных сферах – для автомобилей, избавления от грибка и т.п. Назначение грунтовки может быть любым, а действие всегда примерно одинаково: материал пропитывает основание, связывает и склеивает мелкие частицы на его поверхности. Это свойство праймеров используют для антикоррозионной, противопылевой защиты, приклеивания изоляционных материалов на бетон, железобетон, металл или древесину.

Применение праймера для гидроизоляции

Грунтовки изготавливают на основе различных веществ – битумов, полиуретана, эпоксидки. В строительстве широко применяют битумные составы. Они глубоко проникают в структуру стройматериалов, быстро высыхают и уплотняют шероховатые поверхности. После высыхания праймеры утрачивают липкие свойства, создают прочное, устойчивое к внешним воздействиям покрытие. Благодаря этому их можно использовать для упрочнения дорог, приклеивания рулонной гидроизоляции, защиты пористых поверхностей, трубопроводов.

Для удобства покупателей производители выпускают праймеры в двух формах – готовые к использованию (стандарт) и концентрированные. Готовые грунтовки не требуют никаких дополнительных манипуляций, кроме тщательного перемешивания. Концентраты гораздо удобнее в хранении и транспортировке. Их часто закупают застройщики, которым требуется большое количество стройматериалов. Такие грунтовки разводят растворителями в пропорциях 1:1,5 или 1:2 в зависимости от целевого назначения и материала основания.

Антикоррозионная защита труб с помощью праймера

Противогрибковые грунтовочные составы ↑

Грибок – бич помещений с повышенной влажностью. Это не только эстетическая проблема, ведь патогенные организмы способны вызвать многие серьезные заболевания человека – бронхиты, конъюнктивиты, аллергии. Воздействуя на структуру строительных материалов, он ухудшает их эксплуатационные свойства.

Если не избавляться от грибка, он будет распространяться и со временем станет угрозой для здания и людей, которые в нем находятся. Действенное средство – противогрибковый праймер. Это состав с антисептиком, которым обрабатывают поверхности при первых признаках появления грибка.

Чтобы раствор хорошо пропитал материалы, нужно полностью удалить отделку, тщательно промазать места, где есть грибок, а для нового покрытия использовать облицовочные материалы и клеи с антигрибковыми добавками. Если в инструкции к составу есть рекомендация повторить обработку, ее обязательно нужно провести в положенные сроки. Для ухода за поверхностями рекомендуют использовать дезинфицирующую бытовую химию.

Что касается надежных марок противогрибковых праймеров, то можно выбрать «Фонгифлюид» фирмы ALPA или одно из средств компании TIKKURILA («Сенеж Эффо», «Хомеенпойсто»). При покупке средства следует внимательно читать рекомендации производителя, поскольку состав грунтовок может различаться в зависимости от типа поверхностей, для которых они предназначены.

Антигрибковая грунтовка Ceresit

Свойства и преимущества битумных составов ↑

Праймер представляет собой эмульсию на основе битума и органических растворителей. Свойства материалов каждой конкретной марки зависят от области применения, назначения. Битумные грунтовки используют как для наружных, так и для внутренних работ.

Их основные преимущества:

  • Высокая гидрофобность. Стройматериалы, пропитанные праймерами, не поглощают и не пропускают влагу, что существенно сказывается на их износостойкости и сроке эксплуатации.
  • Быстрое высыхание. Праймер высыхает быстро – от 1 до 5 часов. Если гидроизоляционные работы проводят в холодную погоду, то полное высыхание может занять больше времени. Поэтому специалисты не рекомендуют наносить битумные грунтовки при температуре ниже 15-20 градусов.
  • Устойчивость к перепадам температур. Тонкое эластичное покрытие, которое получается после высыхания праймера, эластично, не лопается при изменении температуры внешней среды. Материал сохраняет свои свойства при температуре от -50 до 120 градусов.
  • Универсальность в применении. Строительные праймеры используют для самых различных целей. Их можно наносить на песко-цементную стяжку, бетон, рубероид, металл или древесину.
  • Экономичность. Для покрытия поверхностей требуется относительно небольшое количество грунтовки. С учетом качества подготовки основания и приемлемой цены материала это очень выгодно. Кроме того, праймеры несложно готовить самостоятельно, что позволяет сэкономить еще больше.

Техника ручной обработки поверхностей праймером

6 основных правил работы с праймерами ↑

  1. Грунтовки на битумной основе не применяют при низких температурах. Заявленная производителями минимальная температура – -20 градусов, но на практике лучше не начинать работу, если она ниже -15.
  2. Поверхность основания должна быть идеально чистой и сухой. Если ее невозможно высушить, то следует купить специальный состав, который можно использовать на влажных поверхностях.
  3. Для нормального склеивания с основанием температура праймера должна быть не менее 10 градусов. Его можно немного подогреть, но не перегревать (максимум – 40 градусов). Состав нельзя использовать рядом с источниками открытого огня.
  4. Битумные материалы до момента полного высыхания испаряются, поэтому могут быть вредны для здоровья. Чаще всего их применяют для наружных работ, а сами строители находятся на свежем воздухе и не подвергаются опасности. Если же приходится работать в закрытом помещении, нужно обеспечить качественную вентиляцию.
  5. При работе с битумными составами следует использовать спецодежду, соответствующие средства защиты, чтобы обезопасить кожу, органы дыхания, слизистые оболочки.
  6. Хранят материал в темном сухом месте при температуре -20-+30 градусов. Максимальный срок хранения – 1 год.

Готовая к применению грунтовка «ТехноНиколь»

Как самому приготовить битумную грунтовку ↑

Технология приготовления битумных составов не сложная, ее может освоить любой застройщик. Праймер готовят непосредственно перед применением, чтобы он не застыл и хорошо лег на обрабатываемую поверхность. Состав нежелательно готовить про запас и тем более замораживать, т.к. это может сказаться на его свойствах.

Первый способ – холодный ↑

Существуют два основных способа приготовления грунтовки – холодный и горячий. Первый используют, если застройщику некуда торопиться и у него есть не менее 1-2 недель. В качестве растворителя можно использовать низкооктановый бензин, подойдут марки АИ-80 или АИ-72. Его наливают в большой резервуар и укладывают куски битума. Остальное – дело времени.

Битум растворяется в бензине примерно за 7-12 дней. Во многом это зависит от температуры окружающей среды. Чтобы ускорить процесс, битум желательно перемешивать. Очень важно герметично закрывать емкость, в которой находится смесь, чтобы пары бензина не улетучивались. Признак готовности праймера – полное растворение битума, превращение состава в однородную массу.

Нанесение грунтовки на бетонный пол

Второй способ – горячий ↑

Чаще всего прибегают к горячему способу приготовления праймера. Для этого куски битума кладут в емкость и «варят», т.е. нагревают до состояния кипения. В качестве источника огня можно использовать обычный костер. Когда битум закипит, его медленно и аккуратно переливают в резервуар с бензином.

Рекомендованные пропорции битума и бензина:

  • для бетона – 1:2;
  • для металла – 1:3.

Разогретый битум

При приготовлении грунтовочного материала обязательно вливать кипящий битум в бензин, хотя многие делают наоборот. Готовую смесь нужно тщательно перемешать до однородного состояния. В составе не должно быть твердых кусков.

Мастер-класс по горячему приготовлению грунтовки ↑

Разнообразие видов праймеров огромно. Каждый из грунтовочных составов имеет свое назначение и способен улучшить характеристики строительных материалов, продлить срок их службы. При выборе праймера важно правильно определить желаемые свойства, найти продукт от хорошего производителя и следовать рекомендациям, указанным на упаковке или в инструкции к грунтовке.

Грунты для кузовного ремонта: виды и назначение

Как известно, первооснова успешной окраски — грунтование. Грунт является своеобразным фундаментом, на котором строятся все дальнейшие слои лакокрасочного покрытия, как заводского, так и ремонтного.

Большинство ошибок, допускаемых мастерами на этапе грунтования связаны не столько с отсутствием малярных навыков (они как раз приходят очень быстро), сколько с недостатком знаний о свойствах различных грунтовок, с недостаточной информированностью о правильных приемах работы с тем или иным продуктом. Хочешь не хочешь, а сложность современной системы ремонтных грунтов сказывается.

Действительно, каждый солидный производитель ремонтных материалов сегодня предлагает широкую гамму грунтов. Попытаемся разобраться в этом многообразии и ответить на вопрос: всегда ли нужно использовать грунтовку, и если да, то какую из них выбрать в каждом конкретном случае.

Грунт (от немецкого Grund — основа, почва) — покрывающий основу, промежуточный слой, на который наносятся краски.

Большой энциклопедический словарь

Разговор о грунтах, применяемых в авторемонте, хотелось бы начать с краткого экскурса на автомобильный завод-изготовитель: посмотрим, какие операции предшествуют окраске кузова на конвейере и для чего вообще нужна грунтовка. Как говорится, все легче познается в сравнении.

Кузов на конвейере

Перед попаданием в покрасочный цех из жестяно-кузовного, кузов автомобиля, прежде всего, тщательно обезжиривают и промывают, чтобы избавиться от загрязнений, полученных при прокатке стали и изготовлении кузова на конвейере.

Затем кузов направляют на химическую обработку — фосфатирование. Данная процедура осуществляется путем погружения кузова в фосфатирующий раствор, после чего на поверхности металла образуется тончайшая пленка из фосфатов железа и цинка, которая защищает металл от коррозии и обеспечивает высокую адгезию как к самому металлу, так и к последующим слоям системы.

После фосфатирования кузов опять промывают и сушат, после чего наносится слой водоразбавляемой грунтовки с антикоррозионными добавками. Нанесение осуществляется методом катодного либо анодного осаждения. В первом случае процесс именуется катафорезом, во втором — анафорезом.

Катафорез лучше анафореза — он обеспечивает более надежную антикоррозионную защиту сварных швов и скрытых полостей. Толщина слоя катафорезного грунта достигает 20 микрон, а нанесение электроосаждением обеспечивает формирование равномерного покрытия как на горизонтальных, так и на вертикальных поверхностях, отлично прогрунтовываются и труднодоступные места, скрытые полости, щели.

Далее катафорезный слой проходит высокотемпературную сушку (180°С), после чего на него наносят еще одну, последнюю грунтовку — выравнивающую. Она выполняет двоякую функцию: во-первых, заполняет и сглаживает микронеровности, создавая однородную подложку под эмаль, во-вторых — служит своеобразным демпфером, защищающим краску от сколов и трещин. От коррозии, в отличие от катафорезного, выравнивающий грунт не защищает.

И наконец, после сушки и шлифования на загрунтованную поверхность наносится декоративное покрытие.

Кузов на заводе (BMW 7 серии)

Конвейерные технологии как нельзя лучше иллюстрируют нам тот факт, что невозможно (по крайней мере пока) в одном материале на достаточно качественном уровне совместить и антикоррозионную, и выравнивающую, и амортизационную и декоративную функции. Даже самые современные автоэмали не обеспечат качественного и долговечного результата без тщательной подготовки поверхности, без формирования надежной основы под декоративное покрытие.

А теперь самое время перейти к главной теме нашего разговора — ремонтным грунтовкам.

Грунтовки для ремонтной окраски автомобилей

Подобно грунтам, применяемым на конвейере, все грунтовки для ремонтной окраски делятся на две большие группы:

  • первичные — так называемые праймеры (от агл. prime — главный, основной),
  • вторичные — филлеры (от англ. fill — заполнять, наполнять).

Материалы, применяемые в ремонтной покраске, отличаются от используемых на заводе (по методу нанесения, режимам сушки, вязкости, способу подготовки поверхности и т.д.). Но функции — точно те же. Первичные нужны для защиты металла от коррозии и обеспечения прочного сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью детали. Вторичные — для выравнивания незначительных неровностей окрашиваемой поверхности, создания однородной подложки под эмаль и защиты ЛКП от сколов.

Встречаются грунты, обладающие свойствами и праймеров и филлеров одновременно. Естественно, для нанесения на металл и пластик тоже используют разные материалы.

Но обо всем по порядку. Начнем с первичных грунтовок по металлу.

Первичные грунты (праймеры)

Первичный грунт — он же травящий, он же антикоррозийный, он же адгезионный. Зоны его применения — участки оголенного металла, места, наиболее подверженные коррозии.

Такие грунтовки имеют отличную адгезию к металлу, ведь не нужно забывать, что помимо защитной, первичный грунт выполняет еще одну, не менее важную функцию: на нем, как на фундаменте, строится вся система ремонта, основное требование к которой — хорошее сцепление каждого последующего материала с предыдущим. Поэтому замена этого материала или его исключение может привести к тому, что вся система рассыпется, как карточный домик.

Обеспечение хорошей адгезии — только половина задачи, которую решает первичный грунт. Не менее важны его антикоррозийные свойства.

Казалось бы, сегодня, когда большинство автомобилей окрашиваются по двухслойной системе (база+лак), а лаковый слой прочен и практически влагонепроницаем, антикоррозионный грунт не так уж и необходим.

Действительно, если современной автоэмалью покрасить железный забор, то металл сохранится на долгие-долгие годы. Но мы то с вами красим не заборы, а автомобильные кузова, а с ними ситуация намного сложнее.

Дело в том, что тонкие стальные листы, из которых изготавливаются кузова, в процессе эксплуатации подвергаются постоянным знакопеременным нагрузкам, особенно в местах соединений, где механические напряжения максимальны. А так как верхний слой лака во избежание истирания и образования царапин должен иметь высокую твердость, то рано или поздно в нем образуются микротрещины, которые, постепенно развиваясь вглубь, достигают поверхности металла.

Дальше дело за малым: вода под высоким капиллярным давлением проникает к металлу и на, казалось бы, ничем не нарушенном слое эмали ни с того ни с сего возникает безобразный рыжий подтек… А если такие места расшлифовать, обнаружатся очаги ржавчины размером до нескольких сантиметров.

Совершенно иначе дела обстоят при использовании на голом металле антикоррозионного грунта. Теперь развитие трещины будет остановлено на его границе, поскольку в самом грунте трещины не образуются — в силу его очень малой толщины нанесения (около 10 мкм).

А вот попытка нанесения антикоррозионного грунта толстым слоем, наоборот, приведет к снижению его прочностных и адгезионных свойств. Это как-раз один из тех случаев, когда кашу можно основательно подпортить маслом. Поэтому только один тонкий слой, шлифовать который также не стоит.

Кислотные

Наилучшим сочетанием антикоррозийных и адгезионных свойств на сегодняшний день обладают первичные грунты на основе поливинилбутираля (как звучит!). Они могут быть однокомпонентными (1К), но чаще используются двухкомпонентные (2К) PVB-грунты (что такое одно- и двухкомпонентные ЛКМ читайте здесь).

В качестве катализатора химической реакции для этих грунтов используется смесь на основе ортофосфорной кислоты. Именно поэтому такие грунты еще называют кислотными или кислотосодержащими, а также реактивными (потому, что вступают в химическую реакцию с поверхностью), вош-праймерами (от англ. wash — очищать), фосфатирующими и т.д. (любители изящной словесности должны быть в восторге).

Такие грунтовки быстро сохнут, имеют отличную адгезию к любым сплавам, применяемым в автомобилестроении (обычная и оцинкованная сталь, цветные металлы и т.д.), и прекрасно защищают от коррозии благодаря формированию на поверхности металла пленки нерастворимых фосфатов (почти как на заводе).

Процесс адгезии кислотного грунта с поверхностью металла протекает достаточно агрессивно, можно сказать, на молекулярном уровне. Поэтому его применение особенно можно рекомендовать на участках металла с труднодоступными местами коррозии. В какой-то мере «кислотник» выполняет роль преобразователя ржавчины, не требующего смывания водой.

Категорически запрещается шпатлевать поверхности, обработанные кислотными грунтами, поскольку в процессе отверждения полиэфирной шпатлевки происходит активная химическая реакция, разрушающая пленку грунта. В то же время, прямо противоположная операция, когда «кислотник» наносится на отвердевшую шпатлевку для защиты голого металла вокруг зоны ремонта — возможна без проблем.

Кстати, можно ли обойтись без травящих антикоррозийных грунтов? Иногда можно, но об этом позже.

А пока поговорим о грунтах, накладываемых сразу после антикоррозийных.

Вторичные грунты (филлеры)

Вторичный грунт — он же наполнитель, он же порозаполнитель, он же выравниватель. Из самого названия очевидна способность этих грунтов заполнять небольшие неровности на поверхности ремонтируемых элементов.

Функция выравнивания в большей мере актуальна именно для автосервиса, чем для завода — на заводе ведь идет гладкий металл, здесь и в страшном сне не приснится такая толщина грунта, которая необходима для выравнивания неровностей на поверхностях, покрытых шпатлевкой. Поэтому в автомастерской, где в основном приходится иметь дело со шпатлеванными деталями, вторичный грунт и становится в полном смысле выравнивателем: он должен скрывать все поры и кратеры, присутствующие на шпатлевке, риски, оставленные абразивной обработкой, места переходов покрытий из одного в другое и т.д.

При этом грунт-наполнитель выполняет еще и роль изолятора неоднородной ремонтируемой поверхности от агрессивных растворителей, входящих в состав покровных эмалей, а также обеспечивает высокую адгезию как с отремонтированной поверхностью, так и с краской. В каждой системе ремонтных ЛКМ имеется основная акриловая двухкомпонентная (2К) грунтовка, решающая все эти задачи.

И пусть после грунтования на поверхности и остаются некоторые недочеты, но, во-первых, они не так явно выражены, как на краске (в силу высокой плотности грунта-выравнивателя) и, во-вторых, перед покраской он шлифуется. Большая толщина грунтов-выравнивателей позволяет производить их шлифование на глубину до 30-40 микрон, что дает возможность значительно улучшить плоскостность ремонтируемого элемента. Поверхность получается ровной, однородной и с нужной шероховатостью — красота!

Шлифуемые и нешлифуемые

Все вторичные грунтовки можно условно разделить на два типа:

  • традиционные шлифуемые — предназначенные для финишного выравнивания зашпатлеванных участков с последующим шлифованием;
  • нешлифуемые — предназначенные для работы «мокрым по мокрому», когда грунтуется вся деталь от края до края и почти сразу же, без шлифовки, наносится декоративное покрытие.

Вторые незаменимы при подготовке к окраске новых элементов или уже эксплуатировавшихся, но не имеющих дефектов (то есть нешпатлеванных). Метод окраски «мокрый по мокрому» позволяет исключить сушку и шлифование грунта-наполнителя, и, соответственно, сократить расходы времени и материалов на эти операции.

Главными технологическими характеристиками «мокрых» грунтов являются, во-первых, прекрасная растекаемость: они формируют очень гладкую поверхность, пригодную для нанесения эмалей без предварительного шлифования, во-вторых — минимальная выдержка перед нанесением краски. У таких материалов она составляет как правило 15-20 минут, после чего на загрунтованную поверхность можно наносить покровную эмаль и окончательно сушить ее вместе с грунтовкой.

Многие вторичные грунтовки в зависимости от пропорций смешивания с разбавителем можно с равным успехом применять как в шлифуемой, так и в версии «мокрый по мокрому».

Толстослойные (high build)

Стандартные грунты-выравниватели наносятся в 2-3 слоя, обеспечивая при этом общую толщину покрытия в пределах 100-150 микрон. В большинстве случаев такой толщины вполне достаточно.

Но на рынке есть продукты, позволяющие добиваться еще большей толщины — вплоть до 250-300 (!) микрон за три прохода, что соизмеримо только с жидкой шпатлевкой.

Такие толстослойные грунты удобно использовать при сложных восстановительных ремонтах, когда восстанавливаются большие площади и поврежденные детали целиком.

В таких случаях применение «толстого» грунта дает возможность полностью исключить из технологической цепочки жидкую шпатлевку, причем не только с безусловным повышением качества получаемой поверхности, но и со значительным сокращением временных и трудозатрат: ведь прежде чем покрасить деталь, на которую нанесена жидкая шпатлевка, ее необходимо сначала высушить, шпатлевку вышкурить и сверху еще раз загрунтовать. А грунты High Build в этом не нуждаются.

Цветные (подкрашиваемые) грунты

Не хотелось бы обойти стороной такую интересную особенность современных вторичных грунтов как возможность подкрашивания. Подкрашивание позволяет, во-первых, повысить укрывистость покровных эмалей и сократить их расход, во-вторых — получать оттенки максимально близкие к заводским грунтам, а значит отремонтированную деталь невозможно будет отличить от заводской даже по сколам, появляющимся в процессе эксплуатации автомобиля. Такие требования предъявляют владельцы серьезных, дорогих автомобилей.

Кроме того, при использовании подложки, приближенной по оттенку к покровной эмали, эти сколы будут не так заметны и не нанесут существенного вреда внешнему виду автомобиля (как например при использовании на темном автомобиле белого или желтого грунта). А значит ремонт этих сколов можно отложить на более удобное для владельца время.

Также подкрашенный грунт с успехом может использоваться для имитации заводской покраски подкапотного пространства и внутренних полостей. Ведь погоня за экономией уже привела к тому, что многие производители перестали не только покрывать лаком подкапотное пространство, но и вообще не наносят там краску, ограничиваясь лишь цветным грунтом (так называемое покрытие under-hood). Это особенно распространено среди японских и корейских автомобилей (например, «Nissan» — синий металлик, а под капотом синий матовый «неметаллик»). «АвтоВАЗ» недавно тоже перешел на схожую технологию.

В этом случае тонированный в нужный цвет грунт избавляет нас от потери времени и лишнего расхода материалов, так как без него нам бы пришлось сначала наносить грунт-наполнитель, а затем — эмаль с матирующей добавкой.

Осуществляется подкрашивание как добавлением в грунт эмалей или пигментных паст, так и смешиванием грунтов различных цветов между собой (естественно, грунты должны быть одного производителя).

Например, пропорциональное смешивание грунтов белого и черного цвета дает возможность получить материал любого серого оттенка (по шкале Valuе Shade), что при работе с низкоукрывистыми эмалями поможет сократить количество слоев окраски, а значит снизить ее расход и уменьшить время ремонта.

Некоторые производители предлагают целые системы цветных грунтов. Одной из таких является разработка компании Sikkens — система цветных грунтов Colorbuild, включающая грунты шести цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый). Смешивая эти грунты можно получить подложку 46-и различных цветов без добавления дорогих колеровочных компонентов покровных эмалей.

В баллончиках

Еще один интересный материал — однокомпонентный грунт-выравниватель, выпускающийся в аэрозольных баллончиках. Особую симпатию мастеров он заслужил при использовании в случае, когда на уже готовой под покраску детали в нескольких точках пробили грунт. В таком случае аэрозольный грунт позволяет сэкономить уйму времени, которое пришлось бы потратить на разведение грунта, его заправку в краскопульт и мойку после работы. После чего нанесенный грунт нужно еще и высушить.

C помощью грунта в баллончике эту работу можно выполнить за минуту, далее за 5-10 минут грунт высохнет, затем легкое прошкуривание — и дефекта как не бывало.

Эпоксидные грунты

Продолжая разговор о грунтах, мы, как и обещали выше, ответим на вопрос — можно ли обойтись в малярном деле без травящих грунтов?

Оказывается, можно, если в качестве первичного использовать грунт на основе эпоксидных смол. Эпоксидный грунт также можно отнести к категории антикоррозионных материалов. Только в отличие от кислотосодержащих грунтов, защищающих металл посредством химической реакции, эпоксидный грунт осуществляет физическую защиту: благодаря своей жесткой и довольно толстой пленке, он надежно перекрывает доступ влаги и кислорода к металлу.

Так что свои защитные функции два этих грунта выполняют хоть и по-разному, но одинаково хорошо. В чем тогда преимущества эпоксидного грунта перед кислотниками? Когда и зачем его применять?

Как известно, обычный антикоррозионный грунт можно наносить только поверх шпатлевки, но никак не под нее. Но в таком случае получается, что металл будет защищен только вокруг зашпатлеванного участка, а под самой шпатлевкой никакой дополнительной защиты не будет.

И тогда достаточно в металле наличия микротрещины, как вода за счет капиллярных эффектов стремится попасть под слой шпатлевки с внутренней стороны. А поскольку шпатлевка гигроскопична, то впитывая эту влагу, она начинает разбухать, и свежеокрашенная машина в скором времени буквально расцветает уродливыми пузырями, размер которых может превышать диаметр пятирублевой монеты. Вот уж покрасили так покрасили!

Как же защитить шпатлевку от влаги, попадающей с внутренней стороны? Вот здесь и приходит на помощь эпоксидный грунт: сначала на металл наносится слой эпоксидного грунта, а уже по нему проводятся шпатлевочные работы.

Эпоксидный грунт — единственный антикоррозионный материал, допускающий нанесение под полиэфирную шпатлевку — теперь никаких пузырей! Такая технология применяется в окрасочных системах высшего качества и позволяет довести гарантию на окрашенные элементы до семи и более лет!

Эпоксидные грунты обладают не только великолепной адгезией к самым разнообразным поверхностям (оцинкованная, гальванизированная сталь, алюминий и все его сплавы, нержавеющая сталь, стеклопластики), они также являются и хорошей подложкой под покровные эмали (благодаря своим неплохим наполняющим свойствам и хорошей растекаемости). Поэтому можно покрыть шпатлеванные участки еще парой слоев эпоксидника — и после шлифовки деталь готова к покраске. Отметим, что это не единственно возможный вариант в данном случае, об остальных читайте в статье о грунтовании.

Жидкую шпатлевку также рекомендуется наносить именно на эпоксидный грунт и сверху перекрыть ее еще одним слоем эпоксидного грунта — как сэндвич. Также этот грунт хорошо работает на стеклопластиках, а еще — как изолятор старых проблемных покрытий.

А если обрабатывать этим грунтом края и торцы элементов — можно забыть о сколах и подрывах краски в этих местах, а также их преждевременной коррозии. Ведь именно торцы дверей зачастую ржавеют быстрее остальной поверхности. Так происходит потому, что современные ЛКМ для повышения декоративных свойств (уменьшения шагрени) имеют высокий коэффициент поверхностного натяжения, что приводит к растягиванию краски на краях и торцах элементов с соответствующим уменьшением ее толщины.

Нецелесообразно использование двух разных антикоррозионных грунтов в процессе ремонта на одном элементе. При этом большинство производителей категорически запрещают наносить эпоксидный грунт поверх кислотного.

Тем не менее, есть у этих грунтов и некоторые недостатки, обусловленные самими их свойствами — повышенной прочностью и ударной вязкостью. Из-за этого эпоксидные грунтовки обрабатываются с большим трудом, чем обычные наполнители. Также эпоксидный грунт иногда может вызвать оконтуривание при ремонте пятном — опять же, в силу своей повышенной жесткости.

Да и максимальная толщина их нанесения значительно ниже, чем у акриловых грунтов, что требует очень высокого качества обработки поверхности деталей, достижимого далеко не в каждой «малярке». Поэтому лучше всего эпоксидный грунт себя проявляет при использовании его в качестве первичного, с последующим нанесением грунта-наполнителя.

Грунты-изоляторы несовместимых покрытий (силеры)

При восстановительном ремонте нам в большинстве случаев приходится иметь дело с уже окрашенными деталями, в том числе и ранее побывавшими в ремонте, возможно и не раз. И здесь встает вопрос о совместимости старого и нового покрытий, поскольку происхождение материалов старого ремонтного покрытия нам неизвестно. И хотя нитроэмалями уже сто лет никто не красит, как, впрочем, и дешевыми ремонтными «Cадолинами», в авторемонтной практике все же могут встречаться покрытия, которые по своим свойствам относятся к термопластичным материалам (размягчаются при нагреве или контакте с растворителями).

Для изоляции таких покрытий и существуют так называемые грунты-изоляторы или силеры (от англ. seal — запечатывать, изолировать). Они помогут перестраховаться и избежать проблем, связанных с конфликтом старого и нового покрытий (разбухание, потеря адгезии, оконтуривание).

Для проверки покрытия на термопластичность перед началом работ с деталями «бывшими в употреблении», достаточно провести один несложный тест. Возьмите тряпку, пропитанную растворителем и оставьте ее на старом покрытии либо в месте повреждения краски. Если через пару минут покрытие размягчилось (ноготь оставляет на нем следы), то его следует удалить либо изолировать.

Во многих системах свойствами изоляторов обладают грунты, которые предназначены для окраски методом «мокрый по мокрому». Некоторые из них прозрачны и могут подкрашиваться, могут применяться как в качестве подложек непосредственно под эмаль, так и с последующим нанесением наполнителя.

Как уже говорилось, отличным изолятором старых покрытий также является эпоксидный грунт.

Адгезионные грунты по пластику

Проводя параллели с антикоррозионными грунтами, наносимыми на металл и создающими с ним прочные адгезионные связи, в случае окраски пластмассовых деталей для этих целей применяются специальные адгезионные грунты по пластику.

Такой грунт представляет собой, как правило, очень жидкую прозрачную субстанцию с небольшими добавками «серебра» (для контроля нанесения). Толщина слоя минимальна — всего несколько микрон. В основном это готовые к применению однокомпонентные материалы.

Как правило, такие грунты универсальны и применимы если не ко всем, то к большинству типов пластика, используемых в автопромышленности. Уточнить это вы можете в инструкции к продукту, а узнать тип пластика, из которого сделана деталь, можете по маркировке на ее внутренней стороне.

Чаще всего это пластик полипропиленовой группы, первыми буквами всегда обозначающийся как PP. Например: >PP/EPDMCPP/PD< и т.п. Можно с уверенностью утверждать, что около 80% всех пластиковых деталей автомобиля (бампера, капоты, крылья, детали салона) выполнены из пластмассы этого типа. Использование праймера по пластику на таких деталях носит обязательный характер.

Новые оригинальные пластмассовые детали могут быть уже загрунтованными. Такие детали не нуждаются в повторном грунтовании.

Спектр всех грунтов конечно же не ограничен указанными материалами. Рассмотреть все их виды и подвиды в рамках статьи — задача, наверное, нереальная. Но и сказанного достаточно для того, чтобы понять, насколько гибка и универсальна система современных ремонтных грунтовок — с их помощь можно решить любую стоящую перед маляром задачу.

Actionteaser.ru - тизерная реклама

Грунтовка по металлу - рекомендации по выбору

На видео демонстрация антикоррозионной грунтовки по металлу CRC ZINC PRIMER

Любая грунтовка после нанесения и высыхания создает на поверхности прозрачный слой, что препятствует попаданию влаги и коррозии в следствии пагубного воздействия. Кроме того, правильно подобранный грунт способен при соблюдении правил и техники нанесения значительно улучшить адгезию обработанной поверхности и основного отделочного материала. Однако подчеркнем снова, что ключевой момент – это выбор.

Выбор отделочного материала всегда зависит от особенностей основы, на которую он будет наноситься, а также от условий, в которых будет происходить нанесение.

Как известно, существуют черные и цветные металлы. Это подразумевает необходимость выбирать, исходя из видов покрытия:

  • Фосфатирующая грунтовка. Состоит из двух компонентов. Изготавливается на основе ортофосфорной кислоты и разбавителя. Является одной из наиболее универсальных и применима практически для всех металлических поверхностей. Характеризуется хорошими показателями повышения адгезии. Одна из самых распространенных на данный момент – ВЛ-20.
  • Изолирующая грунтовка. В ее составе сразу два грунта – алкидный и эпоксидный. Отлично защищает металл от воздействия влаги и кислорода. В роли наполнителей в составе выступают цинковые белила и железный сурик. Подходит больше для черных металлов, но можно применять и на цветных. Но с меньшей эффективностью. Самые популярные – ЭП-0010 и ГФ-021.
  • Пассивирующая грунтовка. Препятствует возникновению и распространению коррозии, снижает электрохимические свойства металла. Чаще всего применяется грунт ГФ-0119.
  • Ингибирующая грунтовка. Антикоррозийная грунтовка, которая после нанесения и высыхания образует новый материал – эмаль-грунт. Ингибиторы в данном случае могут быть масло- и водорастворимыми. Такой грунт сочетает в себе свойства сразу двух смесей. Отличный вариант – ЭП-0180.
  • Протекционная грунтовка. На поверхности образует прозрачную пленку, которая защищает металл даже при появлении царапин благодаря наличию в составе цинка. Является отличным способом защитить металл, который постоянно находится на улице и подвергается влиянию влаги, перепадов температур и других негативно влияющих факторов. Основные виды: ЭП-0284 и ЭП-057.
  • Грунтовка по ржавчине. Предназначена в первую очередь для покрытия металлов, которые уже подверглись воздействию коррозии. Но перед нанесением нужно очистить обрабатываемую поверхность от ржавчины и как следует отшлифовать. Грунт преобразовывает коррозию и создает полимерную пленку для защиты от воды. Оптимальные составы – ХВ-0278 и ЭП-0199.
  • Преобразующая грунтовка. Одна из самых простых в использовании. При условии ее использования можно вообще не убирать ржавчину. Просто наносится состав. Грунт имеет в составе химические компоненты, которые преобразуют ржавчину в соединения, что сами по себе разрушаются за короткий промежуток времени. В составе находятся активные вещества, быстро проникающие в ржавую поверхность и образующие крепкую пленку. Естественно, если металл подвергся коррозии настолько, что ржавчина сыплется он малейшего прикосновения, то нужно хоть поверхностно произвести очистку. Если же нет – смело наносите грунт. Точно так же можно действовать и со старыми слоями краски. Если она лущится, нужно сделать зачистку и шлифовку, но если нужно просто покрыть окрашенную поверхность без видимых дефектов, то никаких дополнительных хлопот не будет. Тем не менее, полноценного защитного слоя на загрязненной поверхности такая грунтовка создать не сможет, да и не защитит на сто процентов от дальнейшей коррозии. Поэтому мы рекомендуем использовать ее вместе с другим видом грунта. Например, с пассивирующим.

Как сделать правильный выбор?

Не спешите покупать материалы наобум. Есть целая масса критериев, из которых нужно исходить в выборе. Первое и самое главное – тип обрабатываемого металла. Второе – условия, в которых вы будете наносить состав (температура, влажность, попадание прямых солнечных лучей и т.д.). Третье – инструменты, которые вы будете использовать. Это может быть кисть, валик или распылитель. С последним инструментом можно обеспечить более быструю и эффективную работу, однако расход материала несколько больше чем при работе кистью и, тем более, валиком.

В среднем расход составляет до 14 грамм на квадратный метр, но может отличаться в зависимости от характеристик поверхности. При этом состав нужно наносить в два слоя, что увеличивает его расход, хотя при повторном нанесении необходимое количество грунта ощутимо ниже.

Иногда для лучшей протекции дополнительно наносят слой влагонепроницаемого покрытия. Особенно актуально это, когда используется морозостойкая смесь, что используется для нанесения на фасады зданий и металлические ограждения. Такие поверхности максимально подвергаются негативному воздействию воды, низкой температуры, ультрафиолетовых лучей и других факторов. Не важно, какую грунтовку вы выберете для нанесения, нужно соблюдать температурный режим от -10 до +27 градусов.

Когда покупаете грунтовку, не забудьте о средствах индивидуальной защиты. Купите перчатки, респиратор и защитные очки. Это особенно важно в случае, если используете распылитель.

Особенности акрилового грунта для металлических поверхностей

На видео демонстрация акриловой грунтовки по металлу Supramet

Это самая быстросохнущая смесь. К тому же, как и акриловая краска, грунт полностью безопасен для здоровья и окружающей среды. А отсутствие резкого неприятного запаха позволяет использовать его даже в маленьких жилых помещениях.

Главные функции такого грунта:

  • Выравнивание поверхности и скрытие дефектов;
  • Маскировка ранее использованных и оставшихся на поверхности материалов;
  • Создание качественной почвы с высокой адгезией для дальнейшей обработки.

Если вы выбрали кислотный грунт, не забывайте, что красить его нельзя. В противном случае могут быть неровности при нанесении, разводы и пробелы.

Акрил создает прочную прослойку и изолирует поверхность от разного рода губительных воздействий. Расход материала относительно небольшой, но он также наносится в несколько слоев после высыхания предыдущего. Когда финишный слой просыхает, можно заниматься шлифовкой.

Если у вас появилась необходимость скрыть разные оттенки покрытия, можно использовать цветной грунт на ваш выбор. Но в подавляющем большинстве случаев нужна только серая грунтовка.

Широко применяются акрил-стирольные материалы. Они представляют собой комплекс пигментов в растворе смол и органических растворителей. В их составе нет сложноэфирных групп, которые старят и разрушают алкиды. Благодаря этому, восприимчивость к ультрафиолетовому излучению и другому воздействию снижается.

Акрил-стирольный материал дает следующие преимущества:

  • Отличная антикоррозийная защита;
  • Высокая скорость высыхания даже в условиях высокой влажности и низких температур;
  • Стойкость цвета более 5 лет;
  • Устойчивость к скачкам температур (от -50 до 180 градусов);
  • Влагостойкость;
  • Долговечность (не менее 10-15 лет) при условии правильной эксплуатации.

Акриловый грунт в разных своих вариациях является наиболее универсальным средством защиты металла. Он подходит как для бытовых нужд, так и для обработки массивных металлических конструкций, оборудования на производстве, ангаров и т.д.

Оптимальный вариант нанесения в данном случае: 1-2 слоя грунта и минимум два слоя краски. Тут все зависит от особенностей поверхности и условий эксплуатации.

При выборе грунта также немаловажно подобрать растворитель и утвердитель, чтобы получить возможность проводить манипуляции с консистенцией вещества и достигать нужных вам свойств. Слишком жидкий состав может плохо схватываться и стекать. Очень густой становится причиной сильного перерасхода.

Акриловые наполнители сохраняют свои свойства только около часа. Учитывайте это, при покупке и использовании. Также нужно просчитывать, сколько грунта вам понадобится для обработки нужной площади. Большинство производителей указывают приблизительный расход на упаковке, но из-за особенностей обрабатываемого материала, он может существенно отличаться.

Наносить грунт локальными участками не стоит. Если покрывать, то всю площадь. Поэтому позаботьтесь о покупке нужного количества сразу, чтобы не прерываться в процессе работ.

При всех положительных качествах материал остается доступным по цене, что делает его наиболее востребованным на рынке стройматериалов.

Помните, что любая антикоррозийная основа должна подбираться индивидуально под обрабатываемую поверхность. Когда будете делать покупку, уточните у продавца, какая краска или другой отделочный материал подойдут для финального покрытия поверх выбранного грунта. Советуем выбирать марки одного и того же производителя и отказаться от использования товара малоизвестных фирм-изготовителей. Кроме того, чтобы не попасть на подделку, надежнее делать покупки у проверенных продавцов или непосредственно у самого производителя. Выбор за вами.

  • Автор: Григорий
  • Распечатать

Грунтовка по металлу

В современно мире существует большое количество материалов, которые используются для защиты от появления коррозии. Она покрывают металлическую поверхность тонким слоем пленки, которая не дает железу и другими видам металлов окисляться. Многие виды веществ против коррозии наносятся непосредственно перед лакокрасочными покрытиями. Одним из таких средств является грунт по металлу.

Характеристики грунтовки по металлу

Грунтовка по металлу представляет собой специализированный раствор, который наносится на металлическую поверхность для ее выравнивания и для защиты ее от коррозии. Данный материал применяют для обработки металлических поверхностей и на производственных предприятиях, и в быту. Грунтовка наносится на поверхность любого металла и образует тонкую защитную пленку, которая обладает устойчивостью к влаге и перепадам температур.

Важно: Во время использования данного материала необходимо узнать, каким является расход грунтовки по металлу. В среднем он составляет 100 граммов на метр квадратный.

Грунтовка по металлу в своем составе имеет специальные вещества, которые глубоко проникают в структуру любого металла и препятствуют его окислению. Грунтовка подходит для нанесения на любые металлические поверхности. Ее очень часто используют для проведения качественных лакокрасочных работ.

В настоящее время производится большое количество грунтовок, предназначенных для обработки металлических изделий. На сегодняшний день это один из самых эффективных методов защиты от появления коррозии.

Таблица. Технические требования согласно ГОСТ
Наименование показателяЗначениеМетод испытанияОрганоразбавляемые грунтовкиВодно-дисперсионные грунтовки
Показатели грунтовки.
1 Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее 13,0 48,0 По ГОСТ 17537
2 Условная вязкость при температуре (20±0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246, с 13 - 180 30 - 180 По ГОСТ 8420
3 Время высыхания: для грунтовок естественной сушки до степени 3 при температуре (20±2) °С, ч, не более: По ГОСТ 19007 и 9.4 настоящего стандарта
для эпоксидных грунтовок 36
для всех остальных 24 5
для грунтовок горячей сушки, ч, не более 4 2
4 Жизнеспособность (срок годности) после смешения компонентов при температуре (20±2) °С, ч, не менее: Не определяют По ГОСТ 27271
для эпоксидных грунтовок 4
для всех остальных 6
5 Класс и подкласс опасности (температура вспышки в закрытом тигле, °С): По ГОСТ 19433 и 9.5 настоящего стандарта
3.1 Менее минус 18 Менее минус 18
3.2 Минус 18 и более, но менее 23 Минус 18 и более, но менее 23
3.3 23 и более, но менее 61 23 и более, но менее 61
9.1 Более 61, но менее 90 Более 61, но менее 90
Показатели покрытия: 6 Внешний вид покрытия После высыхания грунтовка должна образовывать однородную, без кратеров, пор и морщин поверхность После высыхания грунтовка должна образовывать однородную, без кратеров, пор и морщин поверхность По 9.6 настоящего стандарта
7 Адгезия покрытия, баллы, не более 2 2 По ГОСТ 15140
8 Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 3 3 По ГОСТ 6806
9 Стойкость покрытия к статическому воздействию при температуре (20+2) °С, ч, не менее- По ГОСТ 9.403, метод А и 9.7 настоящего стандарта
воды 24 24
раствора хлористого натрия с массовой долей 3 % 8 8
10 Стойкость покрытия к статическому воздействию химически агрессивных сред при температуре (20 ± 2) °С, ч, не менее 2 2 По ГОСТ 9403, метод А и 9.8 настоящего стандарта

Грунтовка для покраски металла

Покраска метала грунтовкой является достаточно сложным процессом. Процедуру необходимо проводить по правилам, которые прописывает каждый производитель на упаковке материала. Процесс не занимает много времени.

Он состоит из следующих этапов:

На данном этапе осуществляется очистка поверхности от всевозможных загрязнений. Это нужно, чтобы грунтовка покрыла металл и способствовала наилучшей его адгезии с лакокрасочным материалом. После устранения крупных загрязнений необходимо промыть поверхность и дать ей высохнуть. После этого нужно поработать наждачной бумагой. Она поможет выровнять поверхность металла для лучшего нанесения состава грунта.

Наносить грунтовочный материал на поверхность металлического изделия необходимо тонким слоем. При необходимости можно использовать несколько слоев нанесения. Их количество зависит от качества металлического материала. В некоторых случаях окрашиванию подвергаются старые изделия, которые уже имеют следы образования ржавчины. Структура метала становится неоднородной. В этом случае наносить вещество необходимо в несколько слоев.

Применение грунтовки по металлу

Грунтовку по металлу рекомендуется использовать при проведении лакокрасочных работ металлических изделий. Она служит защитой от коррозии. Ее можно наносить не только под лакокрасочные изделия, но и как самостоятельный продукт. Она таким образом может использоваться тогда, когда нет необходимости делать металлическую поверхность более привлекательной с эстетической точки зрения.

Грунтовка служит для:

  • защиты металла от коррозии,
  • повышения уровня прочности металлического покрытия,
  • устойчивости металлов к перепадам температур,
  • продления срока использования того или иного металлического изделия.

Виды грунтовок по металлу

Сегодня имеется большое количество видов грунтовки по металлу.

Они представлены следующими категориями:

Данная грунтовка относится к разряду двухкомпонентных. Она состоит из оротфосфорной кислоты и специального вещества для ее разбавления. Ее можно использовать для покрытия практически всех типов металлических поверхностей.

Данный вид грунтовки по металлу относится к разряду изолирующих. Она используется для защиты металлического изделия или поверхности от образования коррозии. В ее составе находятся наполнители, которые представлены железным суриком, цинковых белил и многих других вспомогательных компонентов.

  • Пассивирующая грунтовка по металлу

Данная грунтовка используется преимущественно для того, чтобы снизить электрохимические качества металлов.

Данный вид грунтовки является уникальным. Она не образует на поверхности металла тонкую пленку. Она проникает в его структуру на молекулярном уровне и меняет его свойства. Благодаря этому металл становится более плотным и твердым.

  • Протекторная грунтовка для покрытия металла

В ее составе имеется смесь магния и цинка. Она предназначена для того, чтобы металл приобрел высокий уровень прочности. Металл становится более твердым, что не дает образовываться на его поверхности даже небольшим царапинам.

  • Грунтовка преобразователь

Она используется для того, чтобы устранять ржавчину. Она смешивается с элементами ржавчины и делает ее структуру более пористой. После этого налет легко удаляется.


Смотрите также