Родственные цвета в цветовом круге


Цветовые гармонии родственных цветов

Теории о цвете. Теория гармонических сочетаний по системе В.Н. Козлова

Лекция 5. Теории гармонических цветовых сочетаний

Цветовой круг как замкнутый спектр.Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов. На стыке красного с фиолетовым получается восьмой – пурпурный цвет (неспектральный).

В основе теории о цвете В.Н. Козлова лежит цветовой круг из 24 цветовых секторов, 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра. (рис. 1)

Рис. 1. 24-х частный цветовой круг, предложенный В.Н. Козловым.

К родственным в цветовом круге относятся все промежуточные цвета, расположенные между двумя основными, включая только один из их образующих. Они подразделяются на четыре группы: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые. (рис. 2)

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов, получается сравнительно сдержанная спокойная гамма, особенно когда нет активных светлотных противопоставлений.

Рассмотрим пример грамотного создания гармонии родственных цветов: допустим нужно сгармонировать три родственных цвета:

- чистый желтый;

-оранжевый;

-оранжево-красный.

Количество желтого и оранжевого в каждом цвете различно и чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо их уравновесить следующим образом:

1. разбелить чистый желтый, уменьшая в нем количество желтого;

2. оранжевый разбелить в меньшей степени, уменьшая количество желтого и красного одновременно;

3. оранжево-красный оставить неизменным.

Рис. 2. Расположение родственных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов.Это самый обширный вид цветовых сочетаний, дающих значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это:

1. теплые: желто-красные и желто-зеленые;

2. холодные: сине-зеленые и сине-красные;

3. теплые: желто-зеленые и холодные: сине-зеленые (смешанная гармония);

4. теплые: желто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония). (рис. 3)

Рис. 3. Расположение родственно-контрастных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова.

Проанализируем суть гармонии родственно-контрастных цветов. Рассмотрим первую из них – желто-красную и желто-зеленую: с одной стороны, они несут признак родственности, поскольку имеется общий желтый цвет, одновременно в желто-красных цветах присутствует чистый красный, а в желто-зеленых – чистый зеленый, контрастный и дополнительный к красному, т.е. они несут признак контрастности (за счет желтого цвета роднятся, а благодаря наличию красного и зеленого контрастируют).

Не все сочетания родственно-контрастных цветов одинаково гармоничны, более гармоничны цвета, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь, они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. Это желто-зеленый и оранжево-желтый, оранжево-красный и пурпурно-красный.

Рассмотрим сочетание желто-зеленого цвета из главного третьего круга и оранжевого из первого затемненного круга: оранжевый затемненный содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Чтобы создать гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый разбелить, тогда уменьшится количество и желтого, и зеленого тона, одновременно. При этом светлотность цвета увеличится, если же это не желательно, то к высветленному необходимо добавить такое же количество черного.

Возможные варианты получения гармоний родственно-контрастных цветов, при которых два таких цвета можно обогатить добавлением ахроматического цвета или цветом теневого ряда:

1. два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;

2. два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами из обоих теневых рядов;

3. один цвет – чистый, остальные – из теневых рядов родственно-контрастных цветов, при этом чистый окружается цветами теневого ряда данного цвета, а остальные берутся из теневого ряда другого круга и располагаются в некотором отдалении друг от друга;

4. все родственно-контрастные цвета или затемненные или разбеленные.

В случае, когда из множества оттенков гармонии родственно-контрастных цветов нужно взять лишь ограниченное количество, при их выборе можно пользоваться моделями геометрических фигур.

Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур.Можно получать цветовые гармонии, вписывая в цветовой круг геометрические фигуры: различные треугольники и прямоугольники. Например, равносторонний треугольник, у которого одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противостоящей этой стороне, находится цвет, взаимодополнительный тому главному, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов. В цветовом круге четыре таких равносторонних треугольника. (рис. 4)

Рис. 4. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе равностороннего треугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Можно вписать прямоугольный треугольник: его стороны, дающие прямой угол, параллельны диаметрам: вертикальному и горизонтальному. Тогда гипотенуза соединяет пару взаимодополнительных цветов, а цвет в прямом углу будет родственно-контрастным по отношению к этой паре. В круге также четыре таких треугольника. Например, гармония желто-зеленого, оранжево-желтого и сине-фиолетового. В ней гипотенуза соединяет пару контрастных цветов: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, - а цвет желто-зеленый, находящийся в прямом углу треугольника, будет родственно-контрастным паре этих цветов. (рис. 5)

Рис. 5. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе прямоугольного треугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Можно вписать четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это могут быть прямоугольник и квадрат. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагонали располагаются взаимодополнительные цвета. рассмотрим гармонию желто-зеленого, сине-фиолетового, пурпурного и оранжевого цветов. В данной гармонии каждая из сторон прямоугольника связывает по четыре пары родственно-контрастных цветов. Это желто-зеленый и желто-оранжевый, желто-оранжевый и пурпурный, пурпурный и сине-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. По диагоналям прямоугольника располагаются взаимодополнительные цвета: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, желто-зеленый и пурпурный. (рис. 6)

Рис. 6. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе прямоугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Гармонические сочетания взаимодополнительных цветов.Для построения этого вида сочетаний необходимо, взяв исходный цвет, по цветовому кругу определить соответствующий ему взаимодополнительный. Третий цвет может быть определен из теневого ряда любого из этих цветов. Например, желтый и фиолетовый плюс третий цвет, может быть, затемненный желтый или фиолетовый.

Как правильно сочетать (подбирать) цвета?

Здравствуйте!

Правила подбора цветовых тонов продиктованы таким явлением как солнечный свет и то, как этот свет воспринимают наши глаза. С этим мы разобрались в прошлой статье. Сегодня будем учиться, как же правильно сочетать (подбирать) цвета.

Сочетание основных и дополнительных цветов цветового круга.

Что такое цвет? Базовые представления о цвете.

Как правильно сочетать цвета?

Техники сочетания цветов.

Баланс и гармония при подборе цвета.

Воздействие цвета на человека.

Как определить свой цвет?

Сочетания основных цветов цветового круга.

Любой цвет (цветовой тон) из цветового круга взятый за основу, при сочетании цветов (цветовых тонов) называется ключевым.

Между собой сочетаются:

  • родственно-контрастные
  • и контрастные цвета цветового круга.

Родственно – контрастные цвета.

Родственно-контрастными цветами для ключевого цвета (тона) являются цвета, распложенные на цветовом круге в пределах 90⁰ (ключевой цвет посредине). Тоесть по обе стороны от ключевого цвета.

Например, на картинке ниже ключевой цвет желтый.

Контрастные цвета.

Контрастными для ключевого цвета являются цвета, распложенные на цветовом круге в пределах 90⁰ напротив ключевого цвета. Например: желтый ключевой цвет и контрастные ему цвета.

Сочетание дополнительных цветовых тонов (полутонов).

На картинке ниже показана схема системы цветовых полутонов.

Согласно этой системе каждый цвет имеет 9 оттенков:

  • бледный;
  • чистый;
  • светлый;
  • яркий;
  • тусклый;
  • светло-серый;
  • очень тёмный;
  • тёмный;
  • глубокий.

Например: все оттенки желтого цветового тона.

Каждый из оттенков указывает на свойство цвета (бледный, светлый, яркий и т.д.)

Между собой сочетаются:

  • родственные,
  • родственно-контрастные,
  • контрастные полутона цветового круга.

Сочетание родственных цветовых полутонов.

Сочетание родственных цветовых тонов происходит в пределах одного цвета. Сочетать эти оттенки можно в разных вариациях. И поскольку все они производные от одного цвета, сочетание их в разных вариантах воспринимается естественно, производит единое впечатление и создает спокойный образ. Например:

Сочетание родственных оттенков сине — зеленого цветового тона.

Сочетание светлого (bt) и яркого (vv) оттенков сине — зеленого цвета.

 Сочетание чистого (cl) и глубокого (dp) оттенков сине — зеленого цвета.

 Сочетание родственных оттенков красного цвета.

Сочетание светлого(bt) и глубокого(dp) оттенков красного цвета.

 Сочетание бледного(pl) и яркого(vv) оттенков красного цвета.

Сочетание родственно-контрастных цветовых полутонов.

Сочетание родственно — контрастных цветовых тонов происходит между цветовыми тонами расположенными в пределах 40⁰ в одну или другую  сторону, с ключевым цветом на цветовом круге включительно. Сочетание происходит между одинаковыми оттенками родственно-контрастных цветовых тонов.

Например. Если взять красный цветовой тон как ключевой, то все оттенки красно-фиолетового (пурпурного) цветового тона и все оттенки красно-оранжевого цветового тона будут родственно-контрастными для всех оттенков красного цвета.

Поскольку это близкие цвета, то впечатление они производят единое, и создают нежный образ.

Сочетание бледных оттенков (pl) красного и красно-фиолетового (пурпурного) цветовых тонов.

Сочетание светлых оттенков (bt) красного и красно-фиолетового (пурпурного) цветовых тонов.

Сочетание чистых оттенков (cl) красного и красно-оранжевого цветовых тонов.

Сочетание тусклых оттенков (dl) красного и красно-оранжевого цветовых тонов.

Сочетание контрастных цветовых полутонов.

При сочетании контрастных цветовых полутонов соединяют цвета расположенные друг напротив друга на цветовом круге и соединяют одинаковые оттенки этих тонов. Сочетание контрастных цветов всегда бросается в глаза, поэтому такое соединение используют, когда необходимо привлечь к образу внимание.

Например:

Сочетание бледных (pl) оттенков желтого и фиолетового цветовых тонов.

 Сочетание светлых (bt) оттенков желтого и фиолетового цветовых тонов.

Сочетания оттенков цветовых тонов.

Как мы уже знаем, каждый из 12 основных цветовых тонов цветового круга имеет 9 оттенков.

Поскольку оттенки размещающиеся по одной линии круга! имеют одинаковую яркость и насыщенность, то эти оттенки условно можно назвать одинаковыми. Эта «одинаковость» и позволяет их сочетать. Сочетаются родственные, родственно-контрастные, контрастные оттенки цветовых тонов цветового круга.

Сочетание родственных оттеков цветовых тонов.

Сочетаются все бледные (pl) оттенки круга в любых комбинациях.

Например:

Сочетание бледных (pl) оттеков красно-оранжевого и зелено-синего цветовых тонов.

Сочетание бледных (pl) оттенков  желтого и желто-оранжевого цветовых тонов.

Сочетаются все чистые (cl) оттенки круга в любых комбинациях.

Например:

Сочетание чистых (cl) оттенков желто-оранжевого и синего цветовых тонов.

Сочетание чистых (cl) оттенков красно-фиолетового (пурпурного) и фиолетового цветовых тонов.

Так и дальше, от края цветового круга к центру, по одной линии круга происходит сочетание оттенков одинаковой яркости и насыщенности.

Сочетание родственно-контрастных оттенков.

Сочетаются все оттенки смежных (соседних) кругов.

Например:

Сочетание бледных и чистых оттенков.

Сочетаются бледный (pl) красно-оранжевый и чистый (cl) зелено-синий.

Сочетаются бледный (pl) желто-оранжевый и чистый (cl) желто-зеленый цветовых тонов.

Сочетание чистых и светлых оттенков.

Сочетание чистого фиолетового (cl) и светлого (bt) красно-фиолетового (пурпурного) цветовых тонов.

Сочетание чистого (cl) красно-оранжевого и светлого (bt) зелено-синего.

И, так, дальше, от края цветового круга к центру, происходит сочетание смежных (соседних) оттенков в любых комбинациях.

Сочетание контрастных оттенков.

Сочетаются противоположные оттенки одного цветового тона, отличающиеся по насыщенности и яркости.

Сочетание бледных и тёмных оттенков.

Например:

Сочетание бледного (pl) и тёмного (dk) оттенков сине-фиолетового цветового тона.

Сочетание бледного (pl) и тёмного (dk) оттенков желто-оранжевого цветового тона.

Сочетание чистых и глубоких оттенков.

Сочетание чистого (cl) и глубокого (dp) оттенков зелено-синего цветового тона.

Сочетание чистого (cl) и глубокого (dp) оттенков желто-оранжевого цветового тона.

Да, много картинок, много сочетаний…

Сначала все кажется сложным и непонятным. Просто нужно понять основные правила. А уж вариантов сочетания цветов, огромное количество.

В следующей статье попробуем разобраться, с помощью каких техник можно сочетать цвета.

В статье использованы материалы из книги «Главные правила сочетания цветов» составитель Светлана Бояринова.

Яркой вам жизни! С уважением, Милла Сидельникова!

Цветоведение

Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.

Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.

Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Вторичные цвета

Вторичные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.

Третичные цвета

Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.

Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.

Цветовые Сочетания

Цветовая Гармония - основные приемы создания цветовых схем

Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Основные цветовые схемы

Комплементарные или дополнительные цвета

Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.

Классическая триада

Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Контрастная триада (сплит - дополнительных цветов)

Использование сплит - дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Тетрада - сочетание четырех цветов

Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.

Квадрат

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

Непонимание цвета и его гармоничных сочетаний – проблема №1 у начинающих (и даже у считающих себя опытными) живописцев.

Посмотреть

3.2 Гармонические сочетания родственных цветов: К родственным цветам в цветовом круге относят все промежуточные

К родственным цветам в цветовом круге относят все промежуточные цвета, включая один из двух главных цветов, их образующих. Главные цвета, расположенные рядом, не являются родственными, но каждый из них по отношению к промежуточным цветам, примыкающим к нему, может рассматриваться как родственный. Таким образом, родственные цвета объединяет между собой наличие в них примесей двух или хотя бы одного из главных цветов.

В цветовом круге (а точнее в системе цветовых кругов) имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные и сине-зеленые. Если воспользоваться обозначениями цветов, принятыми на рис. 21, то группу желто-красных цветов составят цвета 1–6 или 2–7, группу желто-зеленых цветов – цвета 1, 20–24 или 19–24 и т.д.

Рис. 21. Цветовой круг

Существующее мнение, причем достаточно распространенное, что любые два цвета, которые в цветовом круге расположены рядом или близко отстоят один от другого, являются родственными, ошибочно. В этом нетрудно убедиться, сравнив две пары цветов: 4–6 и 6–8 (см. рис. 20, 21). Если оба цвета в первой паре образуют два главных цвета – желтый и красный, взятые в разных соотношениях, то в цвета второй пары входит красный цвет и примерно 17% в одном случае желтого и в другом – синего цвета (желтый и синий цвета являются контрастными). Естественно, ощущения, которые вызывают цвета обеих пар, не могут быть одинаковыми; цвета 6 и 8 родственными не являются.

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов.

Шугаев под цветовой гармонией подразумевал цветовое равновесие. Но что такое цветовое (к примеру, двух цветов)? Это, такие качества обоих цветов, при которых они не кажутся чуждыми один другому. Речь идет, по сути дела, не о равновесии двух главных цветов в сочетаемых цветах, а о зрительном равновесии одного из главных цветов, входящих в состав двух сопоставляемых цветов. Ведь уравновесить сразу два главных цвета в двух разных родственных цветах, расположенных в цветовом круге, практически нельзя. Уравновесить же один из главных цветов можно лишь при условии изменения (уменьшения) насыщенности того цвета, в котором главного содержится больше, таким образом, гармонизация, уравновешенность сочетаемых цветов неизбежно связана с изменением их насыщенности, а, следовательно, чаще всего с изменением их светлотных отношений.

Рассмотрим для примера, как можно гармонизировать три родственных цвета: чистый желтый 1, оранжевый 3 и оранжево-красный 4 (см. рис. 21), количество желтого и красного в каждом цвете различно. Поэтому, чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо уравновесить хотя бы один из составляющих их цветов, например, желтый. Делается это следующим образом: разбеливают чистый желтый цвет 1 и тем самым уменьшают количество желтого компонента в нем; оранжевый цвет 3 разбеливают в меньшей степени, уменьшая в нем одновременно количество желтого и красного; наконец, оранжево-красный цвет 4 оставляют неизменным. В результате количество желтого (чистого) в трех цветах становится примерно одинаковым. Эту же задачу можно решить добавлением к двум цветам разного количества черного цвета.

Конечно, здесь речь идет не о точно взвешенных пропорциях главных цветов в их сочетаниях, а о приблизительном, кажущемся равновесии цветов.

Анализируя систему из пяти цветовых кругов (см. рис. 20), можно заметить, что родственные цвета главного цветового круга значительно меньше согласуются один с другим в колористическом отношении (по сравнению с аналогичными родственными цветами в других кругах, несколько разбеленными или затемненными). Композиции, построенные по этому принципу, хотя и смотрятся броско, но обычно характеризуются некоторой грубостью колорита. Чаще в практике приходится встречаться с затемненными или несколько высветленными пастельными насыщенностями родственных цветов.

Важно отметить и другое достаточно распространенное явление в сочетаниях родственных цветов: с гармониями родственных цветов наиболее совместим активный светлотный контраст.

Таким образом, равнонасыщенные цветовые тона одинаковой светлости не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но достаточно к двум или трем сочетаемым цветам добавить некоторое количество черного или белого цвета, и сочетание сразу становится убедительнее, цвета начинают гармонично соединяться один с другим, подчеркивая и акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.

Многочисленные примеры из практики свидетельствуют о том, что гармония родственных цветов возникает не только при условии, когда количество главного цвета в сочетаемых компонентах одинаково. Можно поэтому предположить, что обеспечение равных количеств одного из главных цветов отнюдь не является обязательным условием.

Существуют, наверно, иные отношения количеств главного цвета в сочетаемых компонентах (1:2, 2:3, 2:4 и т.д.).

Кроме того, важнейшим условием гармонизации цветов в композициях являются пропорции площадей, занимаемых сочетаемыми цветами, форма этих площадей.

В творческих поисках гармонических сочетаний родственных цветов рассмотренными выше правилами следует пользоваться не догматически, а свободно, творчески.

Изображенная на рис. 20 система цветовых кругов позволяет выбрать цвета для будущего гармонического сочетания (например, один цвет берется из главного круга, другой – из круга 1 и третий – из круга 5). Более точная гармонизация выбранных цветов осуществляется путем добавления или уменьшения примесей белого и черного в выбранных цветах с одновременным изменением их количества по площади.


Смотрите также