Способом создания мозаики по дереву является


Маркетри. Деревянная мозаика | Резьба по дереву, кости и камню

Деревянная мозаика

Наиболее известными видами деревянной мозаики (наборного дерева) являются маркетри, интарсия, инкрустация. Но в обиходе как интарсию, так и маркетри до сих пор часто называют инкрустацией Инкрустация (от латинского incrustation – покрывать слоем, корой) — вид мозаики, украшение предмета путем врезания в его поверхность тонких фигурных пластинок из других материалов (металла, перламутра, камня), образующих рисунок, не выступающий над поверхностью. Техника также предполагает врезку относительно толстых кусков древесины или иного материала (металла, камня, перламутра) в плоскость изделия заподлицо или с выступом. Маркетри (французского marqueterie – размечать, расчерчивать) — художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с одновременным наклеиванием непосредственно на изделие (прямой набор) или с последующим наклеиванием готового узора на поверхность под прессом (обратный набор). В маркетри существуют два процесса: интарсия и облицовывание. Интарсия (от итальянского. intarsio — инкрустация) - это инкрустация деревом по дереву: фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в углубления поверхности деревянного предмета (в шпон другой породы или в массив). Углубление должно быть равно толщине вставки. Лицевую сторону пластинок тщательно полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия (прямой набор). Инкрустация дерева – это интарсия, дополненная мозаикой из кости, перламутра, янтаря, металла и других материалов. Облицовывание - нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия. Блочная мозаика – по выбранному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки. Затем их разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковыми рисунками. Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность изделия. Паркетри – это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок, типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Натуральный шпон – однослойная облицовочная фанера из древесины различных пород толщиной от 0,5 до 3,5 мм.

Деревянная мозаика древнего мира

Техника маркетри относится к одному из самых древних искусств. Зародилась она как интарсия в Древнем Египте, где не было богатых лесных ресурсов, поэтому древесина очень высоко ценилась. Красивый и яркий цвет и богатая текстура дерева позволяла украшать различные изделия наряду с перламутром, слоновой костью, металлом, камнями, а прочность соединения и легкость обработки сделали её преобладающим материалом в работе мастеров. В Древнем Египте на саркофаге фараона Тутанхамона археологами были обнаружены вставки из черного дерева. . Очень высокого уровня достигла интарсия в Риме и Древней Греции, где по свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего, мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева. Греки украшали изделия из дерева различными орнаментами из сложных форм клена, самшита, дуба, кизила, железного дерева, па́дуба (остролиста). Для смены цвета древесины мастера пропитывали её маслом, квасцами, кипятили в краске, обжигали в горячем песке для изменения цвета (при этом удается получить плавные переходы от светлых тонов к более темным и даже почти черным тонам). и применяли многие другие способы обработки. Деревянные саркофаги из кипариса и кедра украшали растительными орнаментами, применяя самшит, клен, железное дерево, кизил. В Китае и других странах Юго-Восточной Азии существует старинная традиция украшения деревянных изделий перламутром по черному или красному лаку. Благодаря сильному художественному эффекту и относительной простоте исполнения, инкрустации и разнообразные мозаики широко применялись в художественной обработке дерева культурах многих народов.

Возрождение техники в Европе

После гибели античной культуры искусство инкрустации дерева было утрачено и возобновилось уже в средневековой Европе, когда вошла в моду отделка мебели и стенных панелей в интерьерах Пик расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине XV века работало более 80 мастерских. Мозаикой в виде геометрических и растительных орнаментов украшали в основном церковную мебель и утварь. Для фона применялись темные породы древесины, для рисунка – светлые, и наоборот. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы. С этого времени в Европе стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева). Но первым шагом для разработки маркетри в современном понимании стало появление фанеры, которую «придумали» так: при перевозке товаров на кораблях сундуки, особенно с продовольствием, часто портили мыши. Было замечено, что они грызут доски только поперек волокон, чтобы не поранить десны. Тогда один купец решил делать сундуки из двух слоев тонких досок, положенных так, чтобы их слои были перпендикулярно (мыши прогрызали первых слой, второй же – волокнами поперёк, ранил их занозами, отчего мыши прекращали попытки прогрызть сундук). Это и была первая фанера. Оставался один шаг до «изобретения» шпона. Именно это стало условием для появления маркетри в нынешнем значении. После разработки в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI веке станка для производства пиленого шпона. Для этого закрепляют ствол так, чтобы он вращался вокруг продольной оси, по касательной обрезался острым ножом на лущильном станке (на больших листах фанеры заметны повторения рисунка или отверстий от сучков).

Европейские мастера стали активно использовать новые художественные возможности, которые открылись с появлением шпона. Большое влияние на мебельщиков оказывало тогда творчество художников-живописцев, таких как Пьеро делла Франческа, Лоренцо Лотто и Сандро Ботичелли, которые работали в это время в области декора мебели. В XVI веке для изготовления мебели мастера использовали около 100 пород дерева, как экзотических, так и распространенных: лимон, груша, яблоня, клен, орех. Богатство цвета и фактуры материалов позволяло создавать сложнейшие композиции с передачей света и тени, а мельчайшие детали прописывались с помощью гравировки.

Родина блочной мозаики — Древний Восток. В этой технике выполнялись украшения на персидских шкатулках. В средние века техника блочной мозаики стала известна в Италии, где получила дальнейшее развитие. Итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки и другие материалы (кость, рог). Такая мозаика стала известна под названием чертозианской (от названия монастыря Чертоза Павийская, где процветало это искусство). В Италии и Испании в XV—XVI вв. ее применяли для украшения мелкими нарядными геометрическими узорами стульев и кресел, для бордюров, обрамлявших мозаичные панно. Изготовление мозаичного украшения из блока менее трудоемко, чем другие способы получения мозаики (инкрустация, интарсия). Этот процесс может быть механизирован, поэтому блочная мозаика находит применение и в настоящее время.

С XVI века из Италии это увлечение распространилось на юг Германии. Способ создания мозаики там отличался от маркетри и получил название «интарсия». В XVII веке уже именно он бурно развивался в Голландии и Фландрии. Для мастеров этих стран было особенно характерно изготовление пышных композиций с изображениями цветов, птиц и бабочек. И все же подлинный расцвет маркетри связан с искусством Франции XVIII века. Ведь именно в этой стране середине XVII в. впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. В первую очередь с помощью этой техники украшались шкатулки, столешницы и дверцы шкафов, выполнялись настенные панно. Благодаря французу Андре Шарль Булю (1642-1732), мастера-краснодеревщики для маркетри стали использовать не только дерево. В XVII веке Андре Буль (с 1672 года придворный мастер Людовика XIV), разработал свой вариант интарсии (мозаики из дерева, названной во Франции маркетри), применив наряду с разными по тону и текстуре породами дерева медь, бронзу, латунь, олово, слоновую кость, панцирь черепахи, перламутр. Из них Буль создавал изящные взаимопереплетающиеся (преимущественно растительные) узоры, наделяя торжественную по формам дворцовую мебель изысканным цветовым богатством. Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря. Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины панциря и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон панциря вставлял медный узор, а в медный фон – черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, что немаловажно, не было отходов. Мебель мастерской Буля (где работали и четверо его сыновей), со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и другие предметы отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию. Мастера во Франции, Германии, Голландии и других стран Центральной Европы, а затем и России стали широко применять технику маркетри для декора мебели и украшения интерьеров и изготовления наборного паркета (паркетри). Инкрустировали самые разные поверхности: двери, панели, мебель, посуду, оружие, церковную утварь и т.д., при этом предметы украшались мозаичными вставками из металла, кости, дерева, керамики, самоцветных камней, янтаря и других материалов.

В Англии конца XVII века деревянную мозаику стали применять как новый способ украшения шкафов. Наиболее популярны были панели с цветочно-растительным орнаментом, вазой или букетом цветов. Вначале рисунок делался из контрастных, тёмных и светлых, пород дерева, например сикамора или вечнозелёного самшита с грецким орехом; позже панели с растительным орнаментом приобрели великолепную яркость благодаря инкрустации в них окрашенной в зелёный цвет слоновой кости для имитации листьев или в красный для изображения экзотических птиц. С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали появляться многоугольные перспективные изображения городских улиц, сцен из повседневной жизни, исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг и подцветку древесины, что значительно расширило изобразительные возможности. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.

Главное декоративное достоинство маркетри состояло в том, что, несмотря на свойственные дереву ограничения в цветовой гамме, мастерам удавалось создавать богатейшие по колориту композиции, которые в тонкости нюансировок могли соперничать с живописными произведениями. Это стало возможно благодаря усовершенствованию инструментария и расширению диапазона применяемых пород древесины за счет освоения флоры стран Востока, Африки и Америки. Чтобы еще более обогатить живописный эффект и достичь иллюзорности изображений, мастера применяли множество специфических приемов: протравливание, гравировку, поджиг и подкрашивание отдельных деталей и т.п. Наиболее типичными мотивами декора мебели были геометрические рисунки, цветочные и растительные узоры, архитектурные пейзажи, изображения трофеев или музыкальных инструментов, жанровые сценки. Появление геометрических узоров связывают с именем французского мастера XVII века Жана Масе. Помимо мебели он изготавливал паркетные полы. Один из таких полов (parquet marquetrie), украсивших Палас Рояль (Palais-Royal) и поразивших весь Париж, был заказан королевой Анной Австрийской. С тех пор термин «паркетри» (parquetry) ассоциируется с декором полов или мебели с геометрическими рисунками.

Предполагается, что широкое внедрение в то же время в отделку французской мебели цветочных мотивов связано с деятельностью знаменитого мастера Пьера Голля, работавшего при короле Людовике XIV на фабрике Гобеленов. В середине XVIII века работа в технике маркетри стала одним из главных критериев в определении мастерства краснодеревщиков всех европейских стран. Каждая национальная школа имела «свое лицо» и ведущих специалистов в этой области.

Русская деревянная мозаика

В Россию техника маркетри пришла позже, в начале XVIII века. Первые опыты относятся к петровскому времени, когда появились наборные паркеты и инкрустированная мебель. Петр I предпринял попытку создать русскую школу мастеров по изготовлению мебели и даже послал 18 столяров учиться «столярному делу и убиранию домов, науке стульев, столов и поставцов» в Англию и Голландию. Но его усилия по-настоящему дали плоды только во время царствования Екатерины II. Императрица, ревностно следившая за всеми новыми художественными веяниями в европейской культуре, уделяла огромное внимание строительству и отделке своей главной резиденции — Зимнего дворца. Сначала такие работы выполнялись приезжими специалистами, потом русскими мастерами по эскизам европейских. К середине века столичные и крепостные мастера в полной мере овладели техникой, и создавали настоящие произведения искусства: мебель с маркетри в виде цветов, геометрических орнаментов, натюрмортов, портреты, сложные наборные панно с видами Петербурга и дворянских усадеб, поражающие тонкостью и точностью прорисовки деталей. На столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это – пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер по преданию, ослеп.

Значительная часть мебели и интерьеров Зимнего дворца была декорирована в технике маркетри: двери и наборные паркеты (эти методы аналогичны), столы и столики, диванчики, кресла, стулья, причем использовались не только яркие по окраске породы дерева, но и окрашенные в насыщенные зеленые цвета для усиления цветовых эффектов. В Петербурге существовали гильдии иностранных ремесленников, объединяющие специалистов разных специальностей. В 1770–1780-х годы Х.Мейер (Christian Meьer) стал главным поставщиком Двора Ее Императорского Величества. Имя Мейера вошло в историю русской художественной мебели, он не имел официального звания придворного мебельщика, но, выполняя самые разнообразные работы, в том числе изготовление мебели, по существу являлся им на протяжении 30 лет. И императрица доверила ему обучать этому ремеслу старших внуков Александра и Константина В 80-е годы XVIII в России имелись большие запасы самых различных пород дерева, включая дорогие и экзотические виды амаранта, басторозы, желтого сандала, оливки, кенигс-гольца, пальмы, шанара, гриэбена, белого и красного кипариса, дуба и заморских красных магону, розового и сандального дерева. В годы, последовавшие за царствованием Екатерины II, ее личные апартаменты несколько раз переделывались, а в 1837 году были уничтожены пожаром, но часть вещей была спасена. Дворцовая мебель XVIII века, декорированная в технике маркетри, продолжала служить убранством интерьеров Зимнего дворца и в XIX столетии.

К началу XIX века интерес к маркетри и другим «ручным» техникам в проектировании и производстве мебели в целом угас. Приближалась пора поточного производства. Гладкие фанерованные поверхности дерева с филенками или без них и с минимальным количеством бронзового декора, больше соответствовали эстетике классицизма. В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде были простота и стремление показать естественную красоту природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ. В конце первой четверти XIX в. мозаика уступила место другим видам декорирования мебели (резьбе, накладным украшениям из металла) и лишь в начале XX в. она снова ненадолго появилась в мебели стиля модерн. В настоящее время вновь наблюдается большой интерес к деревянной мозаике. Эту технику используют для отделки мебели, стеновых панелей, декоративных панно, а также любых других деревянных элементов оформления интерьера.

Способы создания изделия в техниках маркетри, интарсия, инкрустация.

Сначала определяется рисунок, на основе которого прорисовывается предварительный макет. Он не может полностью соответствовать эскизу - многие детали добавляются или меняются в процессе проработки изделия. Далее готовый эскиз масштабируется под требования готового изделия и переносится на миллиметровую бумагу (при изменении размера важно учитывать степень проработки рисунка, количество и размер деталей. При резком увеличении рисунок может оказаться пустым, при уменьшении – дробным). В зависимости от сложности работы, на эскизе прорисовываются темные и светлые детали, прорабатываются полутона, к каждому из которых подбирается шпон, главное здесь не сорт древесины, а её тон и рисунок волокон. Чаще всего элементы рисунка вырезаются вручную ножом. По-разному вырезают детали из шпона твердых и хрупких пород древесины, простые геометрические фигуры и сложные криволинейные. Чтобы скрыть стыки, кромки делают не под прямым углом, а с небольшим наклоном. Набор шпона может быть простым (волокна древесины в соседних деталях параллельны друг другу, продольно, поперек или по косой по отношению к вертикали) или фигурным, когда волокна создают сложный геометрический рисунок (в елку, в шашку, крестом, в конверт, в круг или многоугольник). Во всех видах фигурного набора заложен принцип симметрии и зеркального отражения рисунка древесины в смежных участках. При работе важно, ведется набор прямой (лицевая сторона вверху) или обратный (изнаночная сторона вверху). Во втором случае сначала делают обратное (зеркальное) изображение рисунка и по нему работают.

Способы набора.

1. Обратный набор на бумагу Бумагу с нанесенным на нее рисунком закрепляют на доске или фанере. Изготовляют детали из листов шпона. Набор начинают с левого верхнего угла. Небольшой мягкой кисточкой намазывают глютиновым клеем поверхность первой детали и наклеивают ее лицевой стороной на бумагу согласно рисунку. Затем наклеивают вторую деталь вплотную к первой и т. д. Для проверки качества набор просматривают на свет: между отдельными элементами не должно быть просветов. Этот способ наиболее прост, но стыки деталей не всегда получаются плотными.

2. Набор по типу мозаики

Детали готового макета надо перенести на листы шпона – сначала основной фон, в который затем врезаются более мелкие детали. После выпиливания всех деталей их собирают, накладывают на бумажный макет, склеивая в единую мозаику, закрепляя бумажным скотчем с лицевой стороны. Между деталями не должно быть просветов, зазоров, нахлёстов, смещения текстуры, растрескивания шпона, а бумажный скотч быть наклеен плотно без сдвигов и морщин.

3. Набор в бумагу

На макете из плотной бумаги (например, ватмана) с четко и тонко прорисованными контурами деталей вертикально поставленным ножом вырезают одну деталь, отделяют, накладывают макет на лист шпона, строго по контуру выпавшего бумажного элемента проводят ножом, повторяя контур. Получается деталь, идеально подходящая по форме в свой «паз». Эта деталь приклеивается бумажным скотчем к смежным элементам (вместо выпавшего бумажного элемента) с обратной стороны. Затем аналогично вырезается следующий элемент, по его контуру – деталь из шпона, закрепляется, и так далее. Возможно одновременное вырезание бумаги и шпона, но так этот способ не подходит при работе с неравномерным по окраске шпоном, когда лист имеет тональные переходы или естественные включения (сучки и прочие), которые можно использовать для большей декоративности. Бумажный макет постепенно заменяется на шпоновый набор без просветов и нахлёстов.

4. Набор в шпон

На лист шпона (фон) через копирку переводят рисунок, вырезают в фоне детали по контуру. Затем из других видов шпона готовят вставки, заполняя выпады в фоне. Детали соединяют бумажным скотчем.

5. Паркетри

Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно делать путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор получил название паркетри (от слова паркет). Для получения объемности изображения, направление волокон у всех элементов набора должно быть разным. Используя свойство древесины по-разному отражать падающий свет в зависимости от направления волокон, можно получить объемное изображение за счет игры светотени даже при применении в наборе одной породы.

6. Техника Буля

Если требуется получить несколько однотипных орнаментальных наборов, то фон и рисунок вырезают одновременно. Два листа шпона (один – фон, другой — вставки), наклеивают на бумагу и накладывают один на другой, скрепив в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка и выпиливают его лобзиком. Разъединив листы шпона, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготовляют два набора, противоположных по цвету. Так как при этом способе элементы фона и рисунка вырезают одновременно, они плотно соединяются, обеспечивая высокое качество набора.

7. Блочный набор

Из блоков изготовляют орнаментальные украшения в виде тонких пластинок в форме квадратов, звезд или полос различной ширины. Пластинки вставляют в лист шпона, являющийся фоном, и вместе с ним наклеивают на поверхность изделия. Часто применяют сквозное крашение древесины в разные цвета, получая красочные орнаменты. В блок склеивают брусочки длиной 20 см и сечением 2х2 см из древесины экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева). Узор мозаики создают торцовые поверхности брусков. Вначале бруски склеивают по продольным кромкам в соответствии с рисунком в ряд, состоящий из 60 брусков. Затем на первый ряд наклеивают второй, третий и т. д. до шести рядов. Склеенный блок, состоящий из 60 брусков по длине и 6 по высоте, разрезают параллельно торцовой плоскости на тонкие пластинки, которые затем наклеивают на плиту-основу. После того как делянки склеены в один лист, во избежание трещин и сколов на его торцовые кромки или по всему периметру наклеивают клеевую ленту. Чтобы выровнять мозаику, промазывают швы с внутренней стороны заполняющим составом и подсушивают, прокладывают листами вощеной бумаги и помещают под пресс на несколько дней. После высыхания рисунок готов к наклеиванию на основу. Цвет древесины сильно меняется после обработки готовой поверхности, итоговый колорит проявится только после полировки и лакировки, когда древесина под действием света и иных факторов «устоится в цвете». Одни породы через несколько месяцев заметно темнеет, другие породы выгорают, так что приходится соскабливать в этом месте лак, заменять часть набора и заново полировать. Можно избежать этого, если набор вести из фанерок, предварительно ошкуренных и покрытых 2-3 слоями лака. Поскольку по декоративным качествам деревянная мозаика близка к живописи, здесь приходится иногда заменять фрагменты из-за цветового влияния соседних. Здесь действуют живописные принципы: цвет каждого участка зависит от колорита окружения. При лицевом (прямом) наборе, когда поверхность скреплена подклейками с обратной стороны, его наклеивают лицевой стороной на плотную бумагу (ватман) с помощью резинового клея. Бумажные наклейки счищают, и набор наклеивают счищенной стороной на основу. Наклеенная резиновым клеем бумага легко снимается, набор выравнивается шлифовкой и обрабатывается. Возможные посветления со временем вернут первоначальный цвет, если были заранее покрыты лаком. Несколько десятков видов шпона, собранные в рисунок, не становятся единым деревом, каждая деталь по-своему реагирует на перепады температуры, влажности, давления, освещенности и т.п., основа тоже «дышит». По этой причине изделие в технике маркетри или шпонирования наклеивают не на массив дерева (в этом случае рисунок довольно скоро покоробиться). Основой служит фанера, оргалит или другая плита не реагирующая на внешние факторы. Поверхность основы предварительно готовят – устраняют вмятины, царапины, сколы и т.п. (шероховатость основы не должна превышать 50 мкм). Наклеивается рисунок с помощью столярного клея или ПВА-дисперсии, они не оставляет разводов на древесине, высыхая бесцветной пленкой. При наклеивании набора на большую заготовку во избежание коробления, с обратной стороны заготовки наклеивается компенсирующий слой шпона, направление его волокон должно совпадать с преобладающим направлением волокон в рисунке. Наклеенный на основу рисунок оборачивают вощеной бумагой и помещают под горячий пресс до полного высыхания. Готовый мозаичный набор освобождают от скотча, циклюют и шлифуют, лакируют не менее чем тремя слоями нитроцеллюлозного лака. Каждый слой по отдельности и все изделие после сбора полируется (через сутки) полировочной пастой и суконкой. Можно вместо лакирования покрыть изделие специальной мастикой из скипидара и воска (2/1) тряпочным тампоном или щетинной кистью. После просушивания в течение 2-3 часов набор натереть до блеска суконкой, фетром или драпом.

8. При создании интарсии в лицевой поверхности из массива дерева вырезают резцами очертания узора или фигурного изображения и в полученные углубления вставляют кусочки дерева, разные по текстуре и цвету. Вставки могут выступать над поверхностью.

9. При инкрустации деревянную мозаику дополняют деталями из кости, перламутра, янтаря, металла и других материалов. Врезки деревянной мозаики выполняются на одном уровне с украшаемой поверхностью и закрепляются в гнезде с помощью клея. Всю поверхность тщательно выравнивают, рисунок иногда усиливают гравировкой, заполненной мастикой или смесью клея с краской, а потом отделывают прозрачным лаком.

Реставрация деревянной мозаики - маркетри, интарсии и инкрустации

Реставрация мозаичного набора – очень ответственная работа. Кроме общих повреждений (ослабление конструкции, загрязнение, порча отделочных покрытий, растрескивание, коробление и тому подобное - способы их исправления рассмотрены ранее) часто имеют дефекты в виде отклеенных или утраченных элементов, царапин, вмятин, заколов, отслаиваний шпона, разрушения поверхности: механические повреждения покрытия, растрескивание, коробление и утраченные элементы инкрустации. Основные дефекты мозаичного набора аналогичны дефектам фанерованной поверхности мебели. Поэтому и приемы выполнения реставрационных работ одинаковы. Если поверхность имеет дефекты в виде неглубоких царапин, вмятин, отслоений, а покрытие в целом сохранилось, то применяют в основном консервацию по технологии обычной фанерованной мебели: укрепляют элементы, которые слабо держатся. Для этого их аккуратно отделяют от основы. Место вставок и фрагмент очищают от старого клея и вклеивают на прежнее место, фиксируют гуммированной лентой и прижимным устройством. Затем удаляют поверхностные загрязнения одновременно с остатками клея и клейкой ленты. Мелкие трещины и вмятины заделывают с помощью мастики. Лаковое покрытие освежают, при необходимости тонируют и восстанавливают глянец шеллачной политурой. Сложнее, если элементы значительно утрачены, разрушены или ранее неудачно реставрированы. В этом случае составляется проект реставрации (утверждается Реставрационным советом). Если утрачены врезанные фрагменты их производят по оставшимся следам от ножа или по пустым гнездам. Утраты композиции восполняют копированием аналогичных фрагментов с сохранившегося участка на том же экспонате. Делают шаблон-копию из плотной бумаги, по которому вырезают вставку из шпона ножом или из древесины лобзиком и подгоняют их по месту так, чтобы они входили плотно и заподлицо с поверхностью. Для вставок тщательно подбирают древесину по породе, цвету и направлению волокон. Вставки приклеивают чаще всего методом запрессовки струбцинами, но иногда приклеивают впритирку, хотя это не всегда гарантирует высокое качество склеивания. Для восполнения утрат мозаики лучше применять сквозное крашение древесины и шпона, чтобы при шлифовке утрат не менялся цвет. Лучше всего красителя происходит в тонкий шпон. Мягкие породы окрашиваются хуже твердых. Для светлой окраски надо брать светлые породы дерева, а для темной – темные. Наряду со сквозной окраской применяют и другие способы имитации ценных пород дерева. Так, например, для имитации розового дерева выбирают шпон граба, по всем качествам близкий к древесине розового дерева. Ошкуренную поверхность шпона граба тонируют цветными карандашами, а затем карандашами другого цвета имитируют текстуру розового дерева, покрывают и полируют шеллачным лаком (политурой). Готовят сразу несколько кусков, так как после покрытия и полирования шеллачной политурой станет ясно, какой из них наиболее удачен. В некоторых местах восстанавливают утраченный тон спиртовыми красителями или обожженным в песке шпоном. Покоробленные старые вставки из кости и перламутра вполне можно использовать вновь, предварительно очистив от грязи и старого клея, а при необходимости размягчив в крепкой уксусной или фосфорной кислоте и выправив под прессом. В случае небольшой утраты и в малоответственном месте, вместо вставки применяют шпатлевку, приготовленную, например, на основе эпоксидного клея, подкрашенного в нужный оттенок краской. Этот вариант теоретически не обоснован, так как нет анализа происходящих впоследствии процессов. И тем более затруднена возможность повторения операции. Отреставрированную поверхность выравнивают, в случае необходимости, сначала циклей, потом шлифуют мелкой абразивной шкуркой. Шлифуют вручную деревянной колодкой, на которую накладывают кусок шкурки. После шлифования поверхность обрабатывают пемзовым порошком с увлажненным тампоном, удаляя мельчайшие царапины, оставленные шкуркой, так как при нанесении лака все неровности поверхности мозаики выявляются. Отделку производят бесцветной и прозрачной шеллачной политурой в три этапа с промежуточной просушкой. Завершают процесс отделки располировкой поверхности мягкой полотняной тканью, смоченной спиртом, смешанным пополам с водой. Затем поверхность начисто протирают сухой тканью, закрывают ее от пыли и выдерживают в течение 4-6 суток.

В последние годы начали применять для интарсии синтетические смолы. Наибольшее применение имеет фенольноформальдегидномолочная смола. Эту смолу растворяют в этиловом спирте, получая тестообразную пасту цвета слоновой кости, которую можно окрашивать в любой цвет добавлением в спирт анилиновых красителей. Вырезав на украшаемой поверхности рисунок глубиной 1—2 мм, заполняют все углубления приготовленной пастой. Сушка производится в течение 30—40 мин. при температуре 70—80°. По окончании сушки поверхность рисунка шлифуется, затем полируется политурой из той же смолы. Интарсия из этой смолы теплоустойчива, имеет стекловидный блеск. Ею можно имитировать слоновую кость, цветные камни и металлы.

Мозаика и резьба по дереву

Деревянная мозаика и резьба известны с давних времен и использовались для отделки и украшения не только предметов декоративно-прикладного искусства — мебели, музыкальных инструментов, оружия, но и интерьеров общественных зданий и сооружений. Являясь одним из видов монументально-декоративного искусства, мозаика и резьба по дереву отличаются относительно легкой обработкой исходного сырья, разнообразием цвета, рисунка и текстуры материала, способностью изменять природную окраску за счет протравного крашения, отбеливания, морения, обжига и пр. Все это предопределяет весьма широкое использование как различных видов деревянной мозаики, так и разнообразных способов резьбы по дереву в современной внутренней и наружной декоративной отделке как жилых, так и общественных зданий и сооружений.

Виды мозаики по дереву

Мозаика (от лат. musivum — посвященное музам) — разновидность монументальной живописи, где сюжетное изображение или орнамент вьшолняются из отдельных однородных или различных по материалу очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных частиц (камень, стекло, керамические плитки, дерево).

Наиболее известными видами мозаики по дереву, отличающимися богатством и разнообразием цветовых и декоративных возможностей, являются: инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

Инкрустация (от лат. incrustatio — покрываю слоем) — украшение изделия или здания (фасад, интерьер) врезанием в его поверхность вгладь изображений или орнамента из пластинок, выполненных из другого, более ценного, отличающегося по фактуре и цвету, материала — металла, слоновой кости, перламутра, керамики и др.

В зависимости от размера пластинки-вставки используются два способа инкрустации. Первый применяется для вставок большого размера и несложной формы. В данном случае вырезается вставка, ее форма оконтуривается острым предметом на поверхности основы и по полученному рисунку выбирается гнездо, в которое и вкладывается вставка. Второй способ используется при сложном ажурном орнаменте. Сначала на декорируемую поверхность наносится рисунок вставки и по этому контуру делается неглубокий разрез, после чего резцом выбирается выемка с чуть скошенными ровными краями. В соответствии с выемками подгоняются вставки, на обратной стороне которых для лучшего сцепления с основой делается насечка. Вставки закрепляются в выемках клеем или мастикой с одновременным тщательным выравниванием узора.

Известен способ имитации инкрустации по дереву с использованием цветных паст, заполняющих углубления, выбранные в древесине. Такие пасты изготавливались из цветных пигментов, смешанных с клеем, и имитировали слоновую кость, черепаховый панцирь, черное дерево, а также малахит, бирюзу и другие цветные камни.

Инкрустация является весьма сложным и трудоемким способом декорирования по дереву и в настоящее время в основном используется в реставрационных работах.

Интарсия (ит. — intarsio) — вид мозаики деревом по дереву, сходный с инкрустацией, при которой в углубления деревянной основы вкладываются деревянные пластинки-вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой.

Декоративный набор закрепляется на основе клеем или мастикой. Лицевая сторона пластинок набора, изготавливаемых из древесины кипариса, тисса, самшита, клена, железного дерева, кизила и других плотных пород, тщательно сглаживается и полируется. При необходимости применяются различные способы изменения естественной окраски (цвета) древесины вставок за счет пропитки их маслом, квасцами, кипячением в краске и др.

Поскольку инкрустационно-интарсионная техника сложна и трудоемка, то она в основном применяется для украшения уникальных изделий, изготовленных из ценных пород древесины.

Блочная мозаика является одной из разновидностей мозаики по дереву, отличающейся от других способов меньшей трудоемкостью. чем объясняется ее широкое применение в настоящее время.

Техника блочной мозаики заключается в том, что по заданному рисунку из разноцветных деревянных брусков или пластинок различного сечения склеиваются блоки ( 2.13), которые потом разрезаются поперек на множество пластинок с одинаковым рисунком. Эти пластинки могут вставляться в углубления фона или наклеиваться на декорируемую поверхность, образуя таким образом своеобразный рисунок.

 В блок вклеиваются бруски длиной 20 см и сечением 2x2 см из древесины экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева). Узор мозаики создается торцевой поверхностью брусков, входящих в блок.

После склеивания блок разрезается параллельно торцовой поверхности на тонкие пластинки, которые либо вставляются в углубления основы, либо наклеиваются на нее, образуя при этом повторяющийся рисунок на соответствующей по замыслу декоратора части поверхности.

После этого поверхность шлифуется и отделывается прозрачным лаком.

По рисунку мозаики, разрабатываемому художником, изготавливается определенное количество блоков с различным рисунком торцовой поверхности, из пластинок которых потом и набирается мозаичное панно.

Маркетри (франц. marquer — размечать, расчерчивать) представляет собой вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняется из кусочков шпона из разных по окраске и текстуре пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, служащий фоном, закрепляются бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеиваются на декорируемую поверхность.

Если мозаика представляет собой геометрический рисунок, набираемый из простых фигур (квадратов, прямоугольников, ромбов, параллелограммов), то набор получают склеиванием элементов по кромкам или наклеиванием их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Подобный набор получил название паркетри.

Если фон отсутствует или незначителен по площади и рисунок заполняет всю поверхность, то элементы мозаики поочередно врезаются и вклеиваются в лист плотной бумаги по нанесенному на ней контуру рисунка мозаики. Таким образом вся бумага постепенно замещается кусочками шпона.

В том случае, когда требуется получить несколько однотипных орнаментальных наборов, фон и рисунок вырезаются одновременно. Два листа шпона, один из которых выбран для фона, а другой — для вставки, наклеиваются на бумагу и накладываются друг на друга, скрепляя их в нескольких местах клеем.

На верхний лист шпона наносится контур рисунка и выпиливается лобзиком. Таким образом, после разъединения листов шпона сразу получается два гнезда и две вставки, из которых изготавливаются два набора, противоположные по цвету.

Элементы фона и рисунка плотно соединяются друг с другом, чем обеспечивается высокое качество набора.

В технике маркетри можно создавать как простые орнаментальные украшения различных деревянных изделий, так и сложные композиции для отделки интерьеров жилых и общественных зданий.

При выборе породы древесины в качестве материала для мозаичных работ следует учитывать не только его природные декоративно-художественные характеристики, но и физико-механические свойства, например, склонность различных древесных пород к усушке, разбуханию и короблению при изменении влажности, которые предопределяют как трудоемкость обработки того или иного вида древесины, так и долговечность изделий из них.

Наиболее часто в различных видах декоративно-отделочных работ используются плотные, отличающиеся различной окраской, твердолиственные породы дерева. В ряде случаев приходится искусственно изменять природный цвет древесины, используя обжиг, крашение, отбеливание, морение (табл. 2.2) и, таким образом, в процессе мозаичных работ получать декоративные покрытия орнаментального или сюжетного характера, отличающиеся высокой художественной ценностью.

Кроме указанных древесных пород в мозаичной технике используются и такие, как амарант, отличающийся красно-фиолетовой окраской и крупной, выразительной текстурой, лимонное дерево с желто-золотистой окраской древесины, анатолийский орех — с резко выраженной полосчатой текстурой, палисандр — с желто-коричневой с фиолетовым оттенком окраской, эбеновое дерево — с черной окраской, падуб (остролист) с древесиной красного цвета и др.

К содержанию:  Отделочные и облицовочные материалы

Смотрите также:

Справочник строителя-отделочника   Строительные материалы и изделия  Евроремонт от А до Я  Строительные материалы   Стройматериалы  Гидроизоляция  Ремонт квартиры. Энциклопедия ремонта  Малярные и штукатурные работы  Ремонт и отделка современной квартиры   Текущий ремонт квартиры, дома  Полимерные бетоны, мастики, растворы

Резьба по дереву

Рабочее место

Материалы для резьбы по дереву

Инструменты для резьбы по дереву

Крепежные инструменты

Перевод рисунка. Его увеличение или уменьшение

Перевод рисунка на заготовку

Упражнения по выполнению различной резьбы по дереву

Контурная, плоскорельефная, углубленная и ажурная резьба по дереву

Прорезная и накладная резьба по дереву

Детали-порезки для оформления наличников

Обработка древесины ручными инструментами

Обработка древесины на станках

Склеивание древесины и облицовка

Гнутые и гнутоклееные детали из древесины

Сборка столярных изделий

Резные работы

Мозаичные работы

Отделка деревянных изделий

Реставрация декора и отделочных покрытий

Русская народная резьба и роспись по дереву

Деревянное зодчество. Кижи

Палехская миниатюра 

Художественная обработка дерева

Трехгранно-выемчатая резьба

Скобчатая резьба

Объемная резьба

Ислими

Врезная инкрустация

Мастичная инкрустация

Маркетри

Точение

Пирография

Обработка капа

Лесная скульптура

Торцовая мозаика

Древесная филигрань

Изделия из щепы

Обработка бересты

Спиральное плетение

Плетение из лозы

Работа с древесиной

Строение древесины

Технические свойства древесины

Пиление древесины

Строгание древесины

Долбление древесины

Заточка и правка столярных инструментов

Сверление древесины

Соединение изделий из древесины

Обшивка деревом  Столярные работы  Столярно-плотничьи работы  Столярное дело  Архитектура сельского дома

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБЛИЦОВКИ СТОЛЯРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ШПОНОМ

Маркетри и инкрустация (интарсия)

ОТДЕЛКА СТОЛЯРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ

Облицовочные работы

Глава 2. Общие сведения о плиточных облицовках

Глава 3. Подготовка поверхности под облицовку

Глава 4. Приготовление растворов и мастик

Глава 5. Полы из керамической плитки

Глава 8. Облицовка вертикальных поверхностей плиткой

§ 43. Облицовка стен глазурованной плиткой на цементном растворе

§ 44. Облицовка стен глазурованной плиткой с применением шаблонов

§  45. Диагональная облицовка стен глазурованной плиткой

 § 46. Облицовка стен глазурованными плитками на мастике

§ 47. Облицовка стен стеклянными и полистирольными плитками

§ 48. Облицовка поверхностей крупноразмерными изделиями

§ 49. Облицовка колонн, пилястр и простенков

§ 50. Облицовка многогранных и круглых колонн

§ 51. Устранение обнаруженных дефектов. Отделка облицованной поверхности

§ 52. Оценка качества облицовки

§ 53. Организация труда и техника безопасности

Глава 9. Мозаичные полы

Глава 10. Установка мозаичных изделий и устройство наборно-мозаичных облицовок

Глава 12. Облицовочные и мозаичные работы

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ

ГИПСОКАРТОННЫЕ ЛИСТЫ И МАСТИКИ ДЛЯ ИХ КРЕПЛЕНИЯ

РАСТВОРЫ ДЛЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ШТУКАТУРОК

Глава З. МЕХАНИЗМЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Глава 4. ПРОИЗВОДСТВО ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 Глава 7. МЕХАНИЗМЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ

Глава 8. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ

Глава 12. МАТЕРИАЛЫ

ЗАМАЗКИ, ГЕРМЕТИКИ И УПЛОТНИТЕЛИ

Глава 13. ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УСТРОЙСТВА МОЗАИЧНЫХ НАЛИВНЫХ ПОЛИМЕРЦЕМЕНТНЫХ, ПЛАСТОБЕТ И КСИЛОЛИТОВЫХ ПОЛОВ

Глава 16. МЕХАНИЗМЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ

ЦЕМЕНТНЫЕ ПОЛЫ

БЕТОННЫЕ ПОЛЫ

ПОЛЫ ИЗ МОЗАИЧНЫХ, ГРАНИТНЫХ И МРАМОРНЫХ ПЛИТ

ПОЛЫ ИЗ ПЛАСТМАССОВЫХ ПЛИТОК

МОЗАИЧНЫЕ ПОЛЫ

КСИЛОЛИТОВЫЕ ПОЛЫ

ПОЛЫ ИЗ КЕРАМИЧЕСКИХ ПЛИТОК

ПОЛЫ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКИХ КОВРОВЫХ ПОКРЫТИЙ

ПРИЕМКА ПОЛОВ

ОБЛИЦОВОЧНЫЕ РАБОТЫ Глава 18.  МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАРУЖНОЙ ОБЛИЦОВКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ ОБЛИЦОВКИ

РАСТВОРЫ И МАСТИКИ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБЛИЦОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Глава 19. МЕХАНИЗМЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ

ОБЛИЦОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ЛИСТОВЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

ОБЛИЦОВКА СТЕН ИЗ ШТУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ОБЛИЦОВКА ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ КЕРАМИЧЕСКИМИ ПЛИТКАМИ

ОБЛИЦОВКА КЕРАМИЧЕСКИМИ ПЛИТКАМИ

10.2. Ремонт плиточных покрытий

10.3. Подготовка оснований

10.4. Подготовка плиток

10.5. Облицовка полов

10.6. Облицовка стен

Мозаика из дерева

Мозаика из древесины различных цветов является популярным элементом современного дизайна интерьера, хотя ее стали применять относительно недавно. Мозаичные орнаменты или целые картины смотрятся оригинально и весьма эффектно.

К тому же, изделия из натуральной древесины являются экологически чистыми и гипоаллергенными. Поэтому если вам надоели банальные обои, керамическая плитка или пластиковые панели, то деревянная мозаика — это отличная альтернатива привычным отделочным материалам.

Мозаичные узоры станут по — настоящему роскошным декоративным элементом в оформлении стен, панелей и в отделке напольного покрытия.

Деревянная мозаика в интерьере

Техники деревянной мозаики

На сегодняшний день существует несколько видов мозаичных работ по дереву, которые имеют некоторые отличия в технике выполнения. Среди них можно назвать следующие:

  • Мозаика классическая
  • Блочная мозаика
  • Инкрустация
  • Интарсия
  • Маркетри ( и паркетри)

А теперь давайте рассмотрим характерные особенности выполнения каждой из них, и выясним существующие отличия.

  • Мозаика — представляет собой композицию, составленную из разноцветных кусков однородного материала ( камня или дерева), или же из разнородных материалов ( металла, камня, дерева, перламутра и других).
Мозаика из древесины разных цветов

В давние времена техника мозаики применялась в оформлении интерьеров царских палат и дворцов вельмож. Примером замечательных мозаичных работ могут служить узорные полы в Зимнем Дворце и в Павловском дворце — музее в окрестностях Санкт — Петербурга, а также в музеях Останкино, Архангельское и Кусково. Напольное покрытие искусно отделано изображениями концентрических кругов, цветочных розеток, листьев и геометрических фигур различного типа.

Мозаичный пол в Зимнем Дворце
  • Блочная мозаика — данная техника состоит в том, что сначала по эскизу художника делают цельный блок из склеенных вместе брусочков цветного дерева, а затем этот блок разрезают поперек на отдельные узорные пластинки, а затем с их помощью набирают мозаичное изображение.

Пластинки можно вставлять в углубления фона или наклеивать на поверхность изделия. Чаще всего в блок вклеиваются бруски длиной 20 см, имеющие сечение 2 см х 2 см. Эти бруски чаще всего изготовлены из ценных пород экзотических деревьев. Узор мозаики будет создаваться из торцевой поверхности входящих в блок брусков.

Пример блочной мозаики в отделке стены

После склеивания блок будет разрезан параллельно торцевой поверхности на более тонкие пластинки, которые могут вставляться в углубления в основе или просто наклеиваться сверху на нее.

Таким образом, на поверхности образуется изображение с повторяющимся мотивом. Далее поверхность изделия аккуратно шлифуется и покрывается прозрачным лаком.

Образец блочной мозаики

Декоратор разрабатывает эскиз будущей мозаики. Исходя из этого изображения подготавливается необходимое количество блоков, имеющих разный рисунок торцевой поверхности. В результате из этих пластинок будет собрано цельное мозаичное изображение.

Блочная мозаика в интерьере
  • Инкрустация — это такой вид отделки и украшения изделий из дерева ( чаще всего предметов мебели), при которой в поверхность из древесины ( например, в гладкую столешницу, дверцу шкафа или прямую спинку стула) врезают или вставляют узор в виде цветов, бабочек, птиц из дерева ценных пород другого цвета, перламутра или металла. Кусочки другого материала прикрепляют таким образом, чтобы они не выступали над поверхностью даже на миллиметр, и как бы составляли с ней единое целое.
Инкрустация деревянной столешницы
  • Интарсия — техника выполнения аналогична инкрустации, только элементы вставок в деревянную основу изготавливаются также из древесины. Вставленные пластинки отличаются от основы фона своей расцветкой или текстурой. Они вставляются в специально сделанные и идеально подходящие по форме углубления на поверхности изделия.

Далее пластинки закрепляются с помощью клея или мастики. Лицевая сторона элементов интарсии изготавливается из ценных, красивых и прочных пород дерева — кипариса, тиса, самшита, красного дерева и некоторых других пород.

На заключительном этапе работы поверхность мозаичного изображения тщательно разглаживается и проходит процедуру полировки.

На сегодняшний день мастера научились изменять цвет природной окраски древесины вставок с помощью пропитывания их масляными растворами или посредством кипячения в специальной краске.

Изображение выполнено в технике интарсии
  • Маркетри — представляет собой набор изображения из кусочков шпона, цветной фанеры или древесины различной окраски. Это простейший способ выполнение деревянной мозаики. Тем не менее, изделия, выполненные в технике маркетри, получаются весьма эффектными и оригинальными.

Шпон также зачастую выступает в роли основы изделия, а отдельные части мозаики врезаются в фон. Затем основа вместе с фоном наклеивается на поверхность оформляемого рисунка.

Чтобы мозаика имела вид геометрически правильного рисунка или орнамента, ее создают путем склеивания отдельных элементов геометрической формы по кромкам.

Возможно также приклеивание отдельных деталей очень плотно друг к другу на заранее подготовленный лист бумаги. Такой набор мозаики называется » паркетри«.

Если фон небольшой по размерам или же он отсутствует совсем и рисунок заполняет всю поверхность, то отдельные детали мозаики последовательно врезаются в лист бумаги или приклеиваются по заранее нанесенном на нее контуру. Таким образом, весь лист бумаги будет постепенно заполнен небольшими кусочками шпона ил цветной древесины.

В технике маркетри возможно изготовление как самых простых геометрических орнаментов, так и сложных, многокомпонентных композиций для оформления изысканного интерьера.

Изображение в технике маркетри

Мозаика по дереву

Резьба по дереву и изготовление скульптур – это не все способы обработки дерева. Особенно интересные и полезные вещи можно сделать, применяя технику мозаики.

Мозаика по дереву – это одно из направлений мозаики. Наряду с деревянной, большой популярностью пользуются каменная, пластмассовая и стекольная мозаики.

В зависимости от того, какой материал используется, выделяют несколько видов деревянной мозаики, среди которых наиболее известны инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

Перед тем как приступить к работе, необходимо составить рисунок для мозаики, который, во-первых, будет сочетаться со всем изделием полностью и, во-вторых, не будет выходить за отведенные для него рамки, если мозаика является частью чего-либо. Рисунок орнамента лучше всего сделать в натуральную величину, чтобы проследить все тонкости и вовремя исправить на бумаге ошибки.

Если задуманный орнамент достаточно большой, можно сделать его уменьшенный макет с помощью обыкновенной размерной сетки. Поверхность чистого листа бумаги разбивают на одинаковые квадраты. Затем чертят рисунок, а при перенесении его на шпон увеличивают детали в несколько раз.

Даже если полученное изделие хорошо изготовлено, оно может при этом значительно проигрывать из-за неправильно выполненного орнамента. Поэтому, для того чтобы правильно составить композицию, нужно изучить ее основные законы.

Каждый орнамент должен гармонировать с интерьером, с тем предметом, на котором он будет находиться. По сравнению с ним орнамент не должен быть слишком большим или мелким, не должен содержать слишком много или мало деталей.

Построение композиции надо начинать с центра – это главная часть, куда прежде всего падает взгляд. По разные стороны от центра должны располагаться остальные детали, которые вкупе будут составлять единую, целостную, собранную композицию, подчиненную одной центральной идее.

Лучше для составления центра использовать наиболее привлекательные по текстурному рисунку и по цветовой гамме куски шпона. Но если зафиксировать внимание только на центре, оставив края композиции без присмотра, то есть вероятность, что орнамент также не будет закончен.

Края композиции должны быть хорошо очерчены, а в случае если мозаика – фрагмент большого изделия, то краевой шпон должен быть подобран по цвету к дереву изделия.

После того как рисунок составлен, его следует перенести на кальку. Невыполнение этой операции может привести к тому, что надо будет сделать при наклеивании двойную процедуру: подбор и правильную состыковку деталей.

Затем необходимо перевести рисунок с кальки на фон из листа шпона или плотной бумаги. Рисунок должен получиться в зеркальном отражении.

Следующая глава


Смотрите также