Своими руками смальта


Как сделать мозаику своими руками

Занимаясь сборкой витражей в технике Тиффани, волей-неволей сталкиваешься с проблемой отходов цветного стекла. Если большим осколкам ещё можно найти применение в витражных поделках , то мелкие остаются не у дел. Решение напрашивается само собой ─ мозаика. В интернете информация о том, как сделать мозаику своими руками весьма расплывчатая. Подробные мастер-классы оказываются не настолько подробными. Может от того, что авторы не хотят делиться какими-то секретами, а может быть считают, что ничего сложного в изготовлении мозаики нет. Сначала я попробовал сделать небольшую мозаику в смешанной технике.

мозаика орхидеи

То есть, вырезал основные элементы стеклорезом, обточил на шлифовальной машинке, приклеил и затем заполнил фон.

Если с подобным вариантом проблем не возникало, то сборка мозаики на сетку из стекловолокна

мозаика из стекла

с последующей наклейкой на стену в ванную была достаточно проблематичной, причём найти полезную информацию о том, как приклеить фрагменты мозаики к сетке, я так и не смог. Недавно, по случаю, я приобрёл несколько блинов смальты,

смальта

поэтому сегодня я опишу попытку изготовления мозаики из смальты и цветного стекла. Назвать это мастер-классом, будет слишком громко, поскольку нет полной уверенности в правильности действий. Приобретённый специальный клей  для мозаики

клей для мозаики

оказался бесполезным. Вполне возможно, что для гладких фрагментов он подойдёт, но не для смальты и колотого стекла. Клей для стекла фирмы «Титан»

клей для стекла

прочный, но застывает слишком быстро, поэтому от него тоже пришлось отказаться. Идеально подходит для мозаики, на мой взгляд, клей ПВА «Момент» Д3.

клей ПВА «Момент»

Время застывания вполне хватает для спокойного монтажа и корректировки, к тому же тессеры (фрагменты мозаики) держатся достаточно прочно. Рисунок я взял из журнала

и распечатал в необходимом формате в принт студии

(Ошибка №1) .Шаблон положил на небольшой лист фанеры и сверху закрыл стеклом под размер картинки толщиной 3 мм., закрепив его гвоздиками.

На это стекло и начал собирать мозаику. (Ошибка 2). Для колки смальты обычно применяют специальный молоток. Я подобный не нашёл, поэтому использовал кирку каменщика с победитовыми напайками.

Пенёк с металлическим зубом (харди), на котором колют смальту, я решил использовать небольшой,

колка смальты

адаптировав его для городской квартиры. (Ошибка 3). Мелкие фрагменты смальты и цветного стекла удобно колоть специальными дисковыми кусачками.

дисковые кусачки

Как я уже писал ранее, смальты в моём распоряжении было всего несколько блинов. А подходящего цвета не более трёх. Чтобы цветное стекло по фактуре не сильно отличалось от смальты, класть его пришлось колотой стороной наверх (и вниз соответственно).

Для этого сначала я нарезал полоски,

а затем наломал стекло на тессеры.

Чтобы удобнее было макать фрагменты мозаики, клей лучше перелить в баночку с широким горлышком.

Для укладки мозаики я использовал медицинский пинцет.

укладка мозаики своими руками

Если вдруг что-то пошло не так, как здесь (нос у котёнка),

всё вполне можно исправить,

Как сделать мозаику своими руками

пока клей не застыл окончательно. Собираем картинку аналогично, стараясь повторять направление шерсти котёнка.

Вот что получилось в итоге.

котёнок мозаика

Я попытался описать, как сделать мозаику своими руками. К сожалению, цветовой ассортимент смальты и стекла у меня не такой широкий, но как поётся в известной песне: «я его слепил(а) из того, что было».

Продолжение (изготовление рамки) смотрите здесь.

Работа над ошибками

Ошибка №1

Дело в том, что цветной рисунок сливается с цветными стеклянными фрагментами. Рисунок (шаблон), на котором собирается мозаика, лучше брать чёрно-белый (или бледный). А цветной использовать как образец.

Ошибка №2

Стекло обладает слабой адгезией и прибавляет лишний вес мозаике. Поэтому шаблон лучше сразу приклеить на основу клеем ПВА, загрунтовать смесью ПВА с водой (1:1) и собирать мозаику прямо на картинку.

Ошибка №3

Пенёк маленького диаметра удобен только тем, что занимает мало места. Колоть на нём смальту практически невозможно. Поэтому лучше использовать нормальный массивный берёзовый пенёк диаметром хотя бы 20 ─ 30 см.

Тема: Изготовление мозаики из смальты своими руками

 http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве»

Опытно-экспериментальная работа

тема:

Изготовление мозаики из смальты своими руками

Проектная работа обучающегося 2 «В» класса МБОУ СОШ №4: Котлова Григория Сергеевича Руководитель: учитель высшей категории МБОУ СОШ № 4: Семенова Людмила Ивановнаг. Полярные Зори 2013 г.

Содержание

Аннотация 3 Введение 4
  1. Актуальность проблемы 6
  2. Исследование 7
  3. Результаты исследования 9
  4. Выводы 11
Глоссарий новых терминов 12 Список литературы 13

Аннотация

Целью данной работы было экспериментальное изготовление мозаичного панно из смальты или ее заменителя в домашних условиях. С помощью готовых кусочков мозаики, алебастра и формы для заливки мы сделали мозаичное панно своими руками, подтвердив тем самым свою гипотезу. В процессе работы выяснилось, что изготовление мозаичных панно очень творческий, но трудоемкий процесс, требующий большой аккуратности в работе, много терпения и усидчивости.

Введение

Смальта - непрозрачное цветное стекло, получаемое по специальной технологии выплавки с добавлением различных оксидов металлов.

Слово смальта произошло от немецкого существительного smalte, которое в свою очередь образовалось от глагола schmelzen - плавить, расплавлять. Смальтой часто называют также кусочки различной формы из непрозрачного стекла. Кусочки получаются методом случайной или направленной колки пластин-заготовок из смальтового стекла, иногда заготовки режут специальными инструментами. Форма кусочков и размер зависит от целей, для которых их собираются использовать. Некоторые технологии также позволяют получать элементы методом штамповки. В современном декоративном искусстве используются как мельчайшие кусочки смальты, так и крупноформатные фрагменты заготовок с необработанной сколотой поверхностью. Традиционно, на протяжении тысячелетий, смальта используется для создания мозаик и мозаичных композиций. Древний Египет, Античная Греция, Римская империя и Византия - большинство древних культур оставило памятники мозаичного искусства из камня и смальты.

Характеристики смальты:

Долговечность - ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость ко многим агрессивным средам.

^ - смальта не выцветает на солнце, не размывается дождем, устойчива к различным воздействиям.

Универсальность - от миниатюрных элементов декора из нескольких кусочков до художественных композиций из сотен тысяч деталей.

Функциональность - от камерных частных интерьеров до колоссальных пространств религиозных сооружений, общественных зданий и специальных помещений (например, станций метро).

Возможность создания устойчивых к среде художественных картин определило популярность мозаик из смальты для отделки внутренних интерьеров и внешних фасадов православных храмов. Водостойкость и отсутствие проникновения вглубь материала частиц воды позволяет использовать смальту для отделки мокрых зон, бассейнов, фонтанов. Многообразие цвета и форм помогает использовать смальту в декоре детских и правительственных учреждений, вокзалов и аэропортов, медицинских и образовательных учреждениях.

^

Российские города и музеи достаточно богаты как на образцы античных мозаик, так и на прекрасные мозаики нового времени. Самый простой путь начать знакомство с мозаичным искусством - покататься в московском или питерском метро. В северной столице изучение мозаик Исаакиевского собора и церкви Воскресения Христова может занять не один день. Есть много разных способов украсить свой дом или садовый участок, и один из самых эффектных и необычных – это цветная мозаика, способная оживить даже самую скучную однотонную поверхность. Вы можете украсить цветочный горшок, стену, балкон, садовый забор, и многое другое. Выкладывание мозаичного рисунка – трудоемкое и долговременное дело, но результат заслуживает таких усилий. Где можно использовать мозаику – стены на кухне и в ванной комнате, предметы интерьера – столы например, стены домов, так как мозаика очень устойчива, бассейны, гостиные. Можно своими руками украсить мозаикой вазу, шкатулку, сделать панно, картину, подсвечник.

2. Исследование

Гипотеза: можно сделать мозаику из смальты своими руками.

^ эксперимент по изготовлению мозаики из смальты

предмет исследования: смальта

Материалы: мозаичное стекло, алебастр (гипс), вода, скотч, лопатка, стека, прозрачная форма для заливки

^ выяснить, можно ли изготовить мозаичное панно из смальты своими руками

Для изготовления панно мы взяли кусочки обычного мозаичного стекла, которые продаются в специализированных магазинах. Сначала мы нарисовали простую картинку с четкими геометрическими формами (кораблик), чтобы легче потом было выкладывать мозаику. Картинка по размеру совпадала с прозрачной формочкой для заливки алебастра. Затем, на картинку сверху поставили прозрачную форму, так, чтобы картинку хорошо было видно. На дно формы уложили прозрачный скотч в один слой клейкой стороной вверх. Потом стали аккуратно наносить кусочки смальты на скотч, так чтобы они прилипли к нему, в соответствии с рисунком. Необходимо оставлять небольшое расстояние между кусочками смальты (1-2 мм), чтобы затем туда проник раствор скрепляющего вещества. После того, как все кусочки мозаики были закреплены на скотче в соответствии с рисунком, можно готовить раствор закрепителя. Для приготовления раствора, мы взяли алебастр, насыпали порошок в пластмассовую емкость, и стали добавлять воду, помешивая алебастр лопаткой. Необходимо развести порошок алебастра до консистенции густой сметаны. Должен получиться однородный раствор, без комков и примесей. После этого мы аккуратно залили раствором нашу форму с мозаикой. Необходимо залить всю поверхность мозаики равномерно, так чтобы раствор попал во все канавки между стеклами мозаики и полностью покрыл ее поверхность. Алебастр сохнет достаточно быстро, но для полной просушки нашего панно мы ждали около 45 минут. Через 45 минут мы аккуратно достали смальту из формы, положили на стол и сняли скотч. Стеком аккуратно удалили излишки раствора с мозаичной картинки, протерли ее влажной тряпкой, чтобы удалить пыль и грязь со стекол. Мозаика готова.

^

  • При изготовлении смальты мы использовали готовые кусочки стеклянной мозаики разных размеров. Это значительно упростило работу. Кусочки настоящей смальты имеют неправильную форму, так как стекло колется специальным молотком.
  • Очень удобно оказалось использовать прозрачную форму для заливки, так как через нее хорошо виден рисунок панно.
  • Вместо обычного скотча можно использовать любую другую липкую прозрачную пленку, так как скотч трудно ровно уложить на дно формы. В принципе, можно обойтись вообще без скотча, но тогда, при заливке скрепляющего раствора кусочки смальты могут сместиться со своих мест и панно в результате получится кривым. Если же кусочки мозаики подобрать вплотную друг к другу, то скрепляющий раствор не сможет равномерно проникнуть в толщу панно и оно развалится на части, даже когда раствор высохнет.
  • Раствор алебастра очень быстро высыхает, поэтому работа с ним требует большой точности и аккуратности. Надо очень хорошо размешать раствор лопаткой, но сделать это быстро, иначе раствор начнет застывать прямо на лопатке. Далее нужно осторожно, тонкой струйкой вылить раствор на панно, чтобы он равномерно попал во все щели между мозаикой. Затем необходимо выровнять поверхность, чтобы при застывании она получилась ровной. Иначе задняя поверхность мозаики будет бугристой и ее невозможно будет повесить на стенку или положить куда- нибудь.
  • При приготовлении закрепляющего раствора необходимо одеть фартук и какую- нибудь рабочую одежду, так как капли алебастра очень быстро застывают на руках и на одежде.
  • Необходимо точно выдержать время до полного высыхания раствора. Если раствор не высохнет до конца, или будет нанесен очень тонким слоем, то при доставании из формы панно просто развалится на куски
  • Лицевую сторону готового панно нужно очень аккуратно, тонкой стекой очистить от затеков алебастра, так, чтобы остались только тонкие швы затирки, а на самих кусочках смальты раствора не было.
  • В конце, влажной тряпочкой нужно протереть кусочки смальты, чтобы на них не осталось белого гипсового налета.
4. Выводы
  1. Мозаику из смальты можно сделать в домашних условиях
  2. Изготовление панно из смальты требует большой аккуратности и терпения.
  3. Необходимо четко соблюдать последовательность действий, чтобы не испортить картинку.
  4. При работе с алебастром необходимо действовать четко и быстро, иначе раствор застынет прямо в чашке, где его перемешивали
  5. Нужно набраться терпения и полностью выдержать время высыхания панно. Нельзя вынимать его раньше, даже если оно кажется сухим, чтобы не сломать почти готовую картину из смальты
  6. После того, как мозаику достают из формы, надо не забыть сделать ее заключительную обработку: удалить излишки гипса с поверхности панно и протереть стекла мозаики от грязи.

^

Мозаика- картина из кусочков цветного стекла

Смальта - непрозрачное цветное стекло, получаемое по специальной технологии выплавки с добавлением различных оксидов металлов.

Интерьер- внутреннее пространство здания, помещения, а так же его устройство, убранство.

Алебастр- мелкозернистый гипс белого цвета

Панно- картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения стены или потолка.

Список литературы:

III Всероссийский дистанционный конкурс «Детский проект»

Создаем мозаичное панно из смальты

Эта статья представляет собой иллюстрированное руководство по созданию мозаичного панно из смальты. В ней мы собираемся всего-навсего рассказать о том, как это делается. Процесс изготовления мозаики почти не изменился с течением времени, и представляет собой процесс сборки колотых кусочков смальты на какой-либо поверхности, таким образом, чтобы в результате получилась картина.

При работе главным инструментом послужат наши руки, но ведь для того, чтобы создать истинное произведение мозаичного искусства потребуется набор профессиональных инструментов, к которым относятся: станок для колки смальты, специальный молоток с победитовым наконечником, наковаленка и кусачки.

Теоретически, технике мозаики может научиться любой и делать ее на первый взгляд довольно просто. Однако следует иметь в виду, что процесс требует целого набор профессиональных навыков и трудоемкой предварительной подготовки.

В первую очередь необходимо продумать и создать эскиз. Для этого необходимо увидеть интерьер, для которого создается мозаичное панно.

Далее потребуется разработать проект и выбрать наиболее подходящую технику исполнения, которая позволит наиболее ярко выразить наш замысел.

Ну и естественно, запастись недюженным терпением, сродни тому, что нужно рыбаку, вознамерившемуся прийти домой с уловом. Но, кроме терпения, нам необходимо и воображение, ведь благодаря ему мы, подобно нашим античным «коллегам» можем сотворить море, кишащее рыбой.

Итак, наши руки, старание и воображение, помноженное на терпение – залог нашего успеха!

Шаг 1. Создаем эскиз будущей мозаики, исходя из особенностей интерьера и пожеланий заказчика в плане выбора темы, материала и прочих особенностей замысла.

Шаг 2. Рисуем картон (утвержденный заказчиком рабочий эскиз в полный размер панно).

Шаг 3. Снимаем кальку-шаблон с картона.

Шаг 4. Набираем палитру смальты, необходимую для работы.

Шаг 5. Рассчитываем необходимое количество каждого оттенка смальты., ориентируясь на цветовое решение эскиза. На каждый 1 м кВ панно набираем 20-25 кг смальты.

Шаг 6. Пилим, колим смальту на модули.

Шаг 7. Подготавливаем рабочий стол. К нему должен быть свободный доступ со всех сторон.

Шаг 8. На рабочий стол выкладываем кальку- шаблон, накладываем пленку, затем сетку. Используя двухкомпонентный клей начинаем нашу работу. Работу лучше всего начать с центральной фигуры.

У нас это гондольер.

Обязательно, уточните у заказчика нужна ли рамка.

Эту работу выполняла бригада мозаичистов, под руководством художника-монументалиста Емельяновой Натальи. Более опытные мастера делали самые сложные участки. Это достаточно кропотливая работа, требующая определенных навыков и прекрасного глазомера для точной подколки смальты. Ведь порой требуется расколоть тот или иной кусок смальты до модуля едва достигающего размера спичечной головки.

Иногда бывает очень неудобно, работать с центральной частью большой картины. Приходится даже осваивать навыки балансировки, сродни цирковым канатоходцам, но при этом еще и держа в руках каким-то образом смальту, клей и молоток с наковальней. Никто долго не решался на подобные манипуляции, поэтому центр мозаичного панно практически до самого завершения работы оставался незаконченным.

Но вот наконец кропотливая работа по сборке мозаичного панно окончена. Для лучшего схватывания клея, мы переворачиваем картину, реставрируем выпавшие элементы и готовим к транспортировке.

А это наша мозаичная картина не предназначенная для каких-то практических целей, она сделана для того, чтобы приносить людям радость. Ее владелец, его семья, друзья и гости смогут наслаждаться ее постоянным присутствием в доме и получать истинно эстетическое удовольствие.


Смотрите также