Виды хомутов для авто


Разновидности металлических червячных хомутов

Старые трубы часто преподносят сюрпризы своим хозяевам, и самым неприятным из них является протечка. Ликвидировать ее быстро и с минимальными затратами помогут хомуты – крепежные элементы, основная функция которых – герметичное соединение труб различного назначения.

Самыми популярными из них являются хомуты червячные, винтовые и шланговые. Червячные широко используются в быту и на промышленных предприятиях во всех случаях, когда:

  • требуется выполнить герметизацию прорвавшейся водопроводной трубы;
  • ликвидировать течь, вызванную коррозией;
  • закрепить на какой-либо поверхности гибкий эластичный шланг или трубу.

И, поскольку рано или поздно заняться подобными работами предстоит каждому домашнему мастеру, знания о червячных хомутах, способных помочь в трудной ситуации, не повредят.

Хомут

Это крепежная деталь, состоящая из штампованной металлической ленты с зубьями (накатные хомуты) или насечками (насечные хомуты) (1), расположенными на одной ее половине, винта (2) и замка червячного соединения (3). С внутренней стороны, которая будет обращена к трубе, лента абсолютно гладкая, благодаря чему неспособна повредить поверхность трубы.

В зависимости от длины ленты, диаметральные размеры хомутов изменяются в определенных пределах. Свое название эта деталь получила по причине того, что в ней реализован принцип червячной передачи: при вращении винта его зубья входят в зацеп с насечками (зубьями) на ленте, благодаря чему лента сдвигается и закручивается, туго охватывая трубу.

В числе достоинств этого вида крепежа простота и равномерность затяжки, высокая надежность соединения (червячный хомут нельзя ни растянуть, ни разорвать), возможность многократного (до 50-ти раз) использования, устойчивость к воздействию высоких температур.

Еще одно важное преимущество – универсальность: они могут использоваться для монтажа и ремонта труб из любого материала.

Крепление является абсолютно безопасным и не приводит к порче поверхности труб. По этой причине широко применяются при работах с водопроводной или отопительной системой. Кроме того, они отлично себя зарекомендовали в условиях сильной вибрации и при больших нагрузках.

Но следует помнить: все сказанное относится только к качественным деталям, выполненным из высокосортной стали и на профессиональном станке. В противном же случае, при использовании недостаточно прочного и слишком мягкого металла, изделие легко деформируется и неплотно прилегает к шлангу или трубе. Все попытки затянуть винт потуже приводят к прокручиванию затяжного механизма.

Еще один возможный недостаток, связанный с некачественным изготовлением, – недостаточно гладкая внутренняя поверхность ленты или ее острые края, способные повредить трубы.

Разновидности

Хомут металлический червячный изготавливают исключительно из стали, но сталь может иметь различные свойства.

По этому признаку различают следующие виды хомутов:

  1. Стальные оцинкованные. Отличаются повышенной стойкостью к воздействию агрессивных химически активных веществ. В числе преимуществ – дешевизна и высокая надежность соединения. Область применения – монтаж водопровода, систем охлаждения и газоснабжения.
  2. Из нержавеющей стали. Для них используется сталь: легко намагничивающаяся, плохо намагничивающаяся, а также сталь с антимагнитными свойствами. Крепления из нержавейки обладают высокой устойчивостью к коррозии и резким температурным перепадам, используются в сырых помещениях и для работы под открытым небом. В числе недостатков – более высокая цена.
  3. Комбинированные. Для изготовления винта используется углеродистая сталь, а для ленты и замка – нержавейка. Благодаря такому сочетанию, удается добиться оптимального соотношения цены и качества.

Хомут червячный размеры винта имеет разные, в зависимости от формы головки. А она бывает различной конфигурации: шестигранную, с прямым или крестообразным пазом, с буртиком. В соответствии с формой головки следует подбирать отвертку для работы. Существуют также с пластиковым винтом-барашком, позволяющим обходится без отвертки.

Кроме того, хомуты отличаются:

  1. Длиной ленты и, соответственно, возможным диаметром. Размеры червячного металлического хомута различают, используемые для труб с сечением от 0,8 до 1,6 см, от 1,2 до 2,0 см, от 1,6 до 16 см, свыше 16 см.
  2. Шириной ленты. Как правило, узкие используются в случае, когда соединяемые элементы будут испытывать сильную вибрацию. Область применения широких – рукава, для которых противопоказано слишком сильное сжатие.
  3. Способностью выдерживать нагрузки определенной интенсивности: в соответствии с этим критерием различают хомуты легкой и тяжелой серии.

Как уже говорилось, лента крепления может иметь зубья или насечки. Лучшими считаются хомуты с зубьями, изготовленными методом гофрирования и расположенными под определенным углом. В хомуте с такими зубьями винт никогда не соскакивает с ленты, даже если приходится работать в экстремальных условиях. При наличии же на ленте перфорированных отверстий – просечек, хомут менее стоек к механическим воздействиям.

Другие виды металлических хомутов

Помимо червячных, в быту и в промышленности широко используются другие виды металлических хомутов, в частности:

  1. Силовые, оснащенные шарнирным болтом. Область их применения – работа с особо жесткими, толстостенными армированными шлангами высокого давления (рис. а).
  2. Электротехнические скобы, представляющие собой металлическую ленту с резиновой накладкой, концы которой соединяются болтом. Используются при монтаже электрических кабелей и водопроводных труб малого сечения (рис. б).
  3. Пружинные, незаменимые в случаях, когда соединенные ими трубы будут подвергаться резким и значительным перепадам температуры. Широко применяются в автомобилестроении (рис. в).
  4. Защелкивающиеся, что выручат в случае, когда работы приходится проводить в крайне ограниченном пространстве (рис. г).
  5. Хомуты-муфты для соединения труб различного диаметра (рис. д).
  6. С пружинной вставкой, способные обеспечить постоянную силу давления на трубу при изменении ее диаметра (рис. е).

Нейлоновые изделия

Сравнительно недавнее производство. Используются там, где в прочности крепления не предъявляется высоких требований. В числе их достоинств – устойчивость к УФ-лучам, способность противостоять резким перепадам температур, простота эксплуатации, дешевизна.

Существуют нейлоновые хомуты, являющиеся аналогом червячных металлических, что представляют собой узкую ленту с пластиковыми зубьями. Другая разновидность – это стяжки, имеющие металлическое крепление на конце.

Основная область применения крепежа этого вида – работа с электрическими кабелями. Нейлоновые крепления выпускаются в широком цветовом диапазоне, поэтому одновременно с монтажом выполняется и маркировка кабелей, что впоследствии облегчает работу с ними. Кроме того, они помогут при креплении мелких автомобильных деталей, особенно в экстремальных условиях, пригодятся садоводам, огородникам, любителям велосипедных прогулок – всем, кому необходимо быстро и прочно что-либо скрепить, соединить, закрыть, починить.

Какие бывают металлические обжимные хомуты

Время чтения: 5 минутНет времени?

Ссылка на статью успешно отправлена!

Отправим материал вам на e-mail

Металлический хомут как элемент крепления или приспособление, используемое для ремонтных работ, нашёл широкое применение в различных сферах жизнедеятельности человека – от монтажа и ремонта трубопроводов различного назначения до использования в бытовой технике и транспортных средствах различных видов. Немногие знают, какие бывают металлические обжимные хомуты и как их правильно использовать. Рассмотрим подробнее все моменты, связанные с использованием таких креплений в обзоре редакции HomeMyHome.ru.

Разные марки изделий различаются по геометрическим размерам, типу фиксации и конструкции

Чем отличаются крепёжные модели от ремонтных

Хомуты, изготавливаемые нашей промышленностью, по своему назначению классифицируются как крепёжные и ремонтные, и в самом названии определено их предназначение, являющееся основным их различием. Крепёжные модели предназначены для фиксации трубопроводов в заданном месте расположения для дальнейшей эксплуатации.

Их основными функциями являются:

  • прочность и надёжность фиксации монтируемых труб;
  • простота выполнения монтажа и длительные сроки эксплуатации;
  • предотвращение поперечных смещений трубопроводной системы при возможности продольного перемещения в процессе использования.

Крепёжные изделия должны обеспечивать надёжную фиксацию трубопроводов в местах их прокладки

Ремонтные хомуты используются для ремонта труб в случае, когда невозможно выполнить устранение повреждения иным способом, или это следует сделать быстро, без остановки циркуляции жидкости в повреждённом трубопроводе. Основными требованиями, предъявляемыми к ремонтным моделям, определяющим их предназначение, являются:

  • простота использования и возможность быстрого выполнения монтажных работ;
  • надёжность и длительные сроки эксплуатации.

С использованием ремонтных моделей можно отремонтировать трубы, изготовленные из различных материалов: сталь и пластик, асбестоцемент или чугун при различных видах повреждений: свищи и переломы, трещины, механические повреждения и прочие неисправности.

Ремонтные модели из нержавеющей стали обеспечат быстрое выполнение ремонтных работ и не испортят визуальное восприятие помещения, где будут установлены

Металлические стальные хомуты для крепления труб    

Крепёжные хомуты изготавливаются из различных видов металла и различаются по геометрическим размерам, конструкции и типу фиксации.

Основные технические параметры и материал изготовления

При изготовлении металлических хомутов используется нержавеющая или углеродистая сталь с нанесением защитного слоя от коррозии (цинк или иной материал). Основными техническими характеристиками подобных изделий являются:

  • типоразмер, определяющий диаметр закрепляемой трубы (измеряется в дюймах);
  • толщина (измеряется в мм);
  • размер соединительной гайки (если таковая имеется);
  • рабочая нагрузка (измеряется в килоньютонах);
  • разрушающая нагрузка (измеряется в килоньютонах).

Конструктивно элементы крепления могут поддерживать различное количество труб одновременно при их параллельной прокладке

Конструкционные формы и тип фиксации

Тип фиксации, предусмотренный на изделии, определяет вид трубопровода,на котором может быть использована конкретная модель, а также его назначение. Фиксация бывает двух видов:

  • жёсткая (неподвижная) – выполняется в местах изгибов и разветвлений в системах водопровода и канализации;
  • плавающая (подвижная) – используется в сетях отопления и горячего водоснабжения, где возможны продольные перемещения труб в процессе эксплуатации, связанные с изменением температурного режима работы систем.

По конструкции (форме) металлические крепёжные хомуты бывают следующих видов:

  • разъёмное кольцо;
  • два полукольца;
  • скоба U-образной формы.

Скоба U-образной формы изготавливается для каждого типоразмера труб, что позволяет подобрать необходимый элемент крепления для трубопроводов разного диаметра

Виды обжимных металлических хомутов для труб

Вид обжимных металлических изделий определяет их назначение и конструктивные особенности. Их можно классифицировать следующим образом:

  • спиральные – для фиксации необходимо повернуть по часовой стрелке или против неё, используются на водопроводных сетях, выполненных из армированных пластиковых труб;
  • силовой зажим – это металлическая лента, оснащённая стяжной конструкцией, может быть использован для фиксации и ремонта трубопроводов различной геометрической формы (круг, квадрат) и различного назначения;
  • усиленный крепёж – используется для различного вида рукавов и шлангов, представляет из себя металлический замок, соединённый с металлической лентой;

Хомут типа «усиленный крепёж»

  • проволочное крепление – выполнен в виде нескольких колец из проволоки, соединённых механизмом для их стягивания;
  • червячный хомут – это металлическая полоса с нанесёнными резами (дорожкой) на её поверхности, оснащённая винтом для стягивания полосы;
  • трубный хомут – выполнен в виде двух полуколец, одно из которых оснащено элементом крепления к строительным конструкциям и винтами для их скрепления;
  • пружинный хомут – используется в сетях ГВС и отопления, представляет собой металлическую полосу с нанесёнными отверстиями, закрученную под определённый диаметр;
  • с резиновым уплотнением – могут быть оснащены различные виды хомутов, рассмотренные выше, что обеспечивает прочность крепления и герметичность для моделей, используемых в ремонтных целях.

Хомут червячного типа

Хомуты типа «усиленный крепёж» ещё называются силовыми шарнирными устройствами, что обусловлено их конструкцией и принципом работы элемента крепления. Червячные модели могут именоваться как ленточные металлические хомуты, что также связано с их конструкцией. Проволочные изделия могут именоваться как спиральные, поэтому при выборе модели необходимо ориентироваться в этих наименованиях. Все виды хомутов могут выпускаться в усиленном исполнении, что выражается в размерах используемых материалов (толщина и диаметр), а также конструкции стягивающих механизмов.

Хомут пружинный, самозажимной

Стандартные размеры обжимных моделей

Типоразмеры хомутов, а также технические требования, предъявляемые к ним, регламентированы ГОСТ 28191-89 «Хомуты зажимные для рукавов. Технические условия». Основные размеры изделий разного вида сведены в следующую таблицу:

ВидСерияДиаметр, ммТолщина, ммМомент затяжки/рабочая нагрузка, Нм/кН
ЧервячныйЛёгкая8-160,4-0,82
12-203
16-1600,5-1
Более 160
Тяжёлая (усиленная)16–160 и выше0,5-15
Проволочный-18-40-0,2
40-60-0,3
60-85-
Трубный-11-3611,4
36-651,21,6
80-1161,52,4
122-21922,6

Хомут проволочного (спирального) вида

Особенности обжимных моделей для труб большого диаметра

Отличительной особенностью обжимных моделей, на которую следует обратить внимание при их выборе для труб большого диаметра − это толщина бандажа, являющегося манжетой, защищающей трубу от повреждения в процессе её установки. При изготовлении манжеты используется рифлёная резина, которая не только предотвращает возможное повреждение трубопроводов во время затягивания хомутов, но и способствует снижению вибрации и уровня шума во время эксплуатации трубопроводных сетей.

Ремонтные хомуты для трубопроводов        

Модели, предназначенные для выполнения ремонтных работ, классифицируются по конструкции и материалу, из которого они изготовлены.

Двусторонняя модель ремонтного устройства

Основными техническими показателями, определяющим возможности использования этого ремонтного приспособления, являются:

  • рабочий диаметр – определяющий типоразмер трубы, на которой он может быть использован;
  • длина – определяет размер, на котором может разместиться и устранить неисправность конкретная модель приспособления.

Основным документом, регламентирующим производство и использование ремонтных хомутов, является ГОСТ 24137-80 «Детали крепления трубопроводов. Хомуты. Конструкция и размеры», а также ГОСТ 28191-89 «Хомуты зажимные для рукавов. Технические условия».

Односторонние изделия для труб разного диаметра

В соответствии с классификацией ремонтные хомуты подразделяются:

  • односторонние – представляют из себя U-образную ленту с перфорацией в верхней части, посредством которой выполняется фиксация хомута на трубопроводе;
  • двусторонние – выполнены в виде двух одинаковых половинок в виде полуколец, соединяемых на трубе при помощи крепёжных элементов;
  • многосоставные – состоят из нескольких сегментов и используются на трубопроводах большого диаметра.

  • стальные – изготавливаются из различных видов стали (углеродистой, нержавеющей, легированной) и отличаются стойкостью к коррозии и длительными сроками эксплуатации;
  • чугунные – изготавливаются из литого чугуна, отличаются износоустойчивостью и прочностью.

Установка двустороннего ремонтного изделия на трубу большого диаметра

Кроме этого, при выборе ремонтной модели необходимо помнить, что давление в бытовых трубопроводных сетях может достигать 10 атмосфер, а температура теплоносителя – 120˚С.

Металлические хомуты для шлангов

При использовании шлангов в качестве трубопроводной системы для их соединения используются изделия червячного типа и устройства типа «усиленный крепёж», о которых было написано выше. Для шлангов высокого давления лучше всего подойдёт серия «усиленный крепёж», т.к. хомуты данного вида являются наиболее прочными, как в плане своей конструкции, так и в отношении сопряжения элементов трубной системы.

Соединение шлангов высокого давления с использованием модели червячного типа

Различные виды хомутов производит большое количество отечественных компаний, как специализирующихся на производстве крепёжных элементов и подобных конструкций, так и тех, для которых эта продукция является сопутствующей, изготавливаемой из отходов основного производства. Разнообразие видов и моделей, предназначенных для разного типа использования и эксплуатации, позволяет выбрать и приобрести необходимое изделие, отвечающее всем предъявляемым к нему требованиям в заданном ценовом диапазоне.

Видео: какие хомуты лучше

Загрузка...

Пружинные самозатягивающиеся хомуты

Пружинный хомут (самозатягивающийся) – крепежный элемент, изготовленный из полосы пружинной стали и имеющий два выступающих конца для зацепления. Он предназначен для крепления эластичных патрубков и шлангов в охладительных и отопительных системах, чаще всего автомобильных. Чтобы закрепить пружинные хомуты нужно сдвинуть концы для зацепления с помощью пассатижей или плоскогубцев и надеть на шланг, рукав или патрубок. Пружинный хомут обеспечивает надежную фиксацию и герметизацию, особенно при температурных расширениях.

Пружинный хомут не используют при высоких давлениях. Особенность такого хомута в том, что он даже при колебании температур, сжатии и расширении системы способен обеспечивать надежную герметизацию, подстраиваясь за счет пружинного механизма.

Преимущества пружинного хомута: 1.Компенсирует температурные расширения;

2.Выдерживает колебания температур, сжимания и расширения систем отопления или охлаждения;

3.Легко устанавливается;

4.Температуростойкость от –40°С до 200°С;

5.Равномерное распределение зажимной силы;

6.Достаточно  широкий размерный ряд.

Сфера применения. Как уже говорилось, пружинные хомуты используются в автомобилестроении и машиностроении. Помимо этого хомуты нашли своё применение в аквариумистике, компьютерной технике с водным охлаждением.

Как выбрать пружинный хомут? Так как пружинный хомут относятся к хомутам с неизменяемым размером, нужно тщательно его подобрать. Нужно измерить максимальный и минимальный размеры шланга при помощи штуцера. Хомут в раскрытом состоянии должен превышать максимальное значение, а в сжатом – соответствовать минимальному значению.

Виды пружинных хомутов

Пружинные самозатягивающиеся хомуты бывают трех видов:

1.Из круглой проволоки для низких давлений. Такие хомуты применяются в системах охлаждения и подачи смазочно-охлаждающей жидкости на жестких шлангах.

2.Из плоской пружинной ленты для малонагруженных узлов. Такие хомуты применяются в кулерах компьютеров, в холодильниках и в другой бытовой технике, которая не подвергается значительным нагрузкам.

3.Из специальной пружинной стали 50CrV4 или 51CrV4. Они используются в тех местах, где предполагается высокая нагрузка. Например, в двигателе внутреннего сгорания, на патрубках радиатора, на шлангах  охлаждающей системы ДВС.

Существует пружинный хомут с чекой. При монтаже такого хомута не нужны специальные инструменты при установке. Нужно установить хомут на желаемое место, выдернуть чеку и пружинный хомут сам обжимает шланг или патрубок.

Захомутали

РЫНОК

/ПРОЙДЕМСЯ ПО РЫНКУ

ЗАХОМУТАЛИ

БЕРЕГИТЕ ШЛАНГИ СМОЛОДУ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН

Хомуты системы охлаждения встретишь у всех отечественных (разве что у «Запорожца» их не было) и большинства импортных автомобилей. Зачем они нужны, объяснять, наверное, не нужно. Под капотом располагаются не только двигатель и радиатор, а еще и хитросплетение разных шлангов и патрубков. Хомутами все это как раз и пристыковывают друг к другу.

Бывают они четырех видов: ленточные, проволочные, скобообразные (как на выпускной системе «жигулей») и червячные. Ленточные потихоньку начинают исчезать с автомобилей и на рынке их практически не найдешь. Скобо-образные тоже отмирают, как не обеспечивающие должной герметичности соединения. Проволочные используются на некоторых иномарках, в первую очередь, «японках». На последнем варианте — червячных хомутах — мы решили остановиться.

При кажущемся большом выборе на прилавках рынков и магазинов нам попались изделия четырех фирм (см. фото). Купили по два образца каждого вида и горку патрубков, для которых они предназначены. Программа проверки состояла из осмотра с пристрастием и оценки хомутов и патрубков после затяжки предельным усилием. Рвутся — не рвутся, режут — не режут. Итак...

Одно из преимуществ червячного хомута перед старыми ленточными — удобство затяжки. С наиболее «правильными» из них можно работать крестовой и шлицевой отвертками, рожковым и накидным ключом («на 7» или «8») и даже соответствующей торцевой головкой. Если хомут не очень «правильный», торцевая головка, а также одна из отверток могут не подойти. Отвертки — по причине несоответствующей прорези, головка — из-за слишком короткого червяка, когда надеть инструмент мешает сама лента хомута. Пользоваться головкой в последнем случае крайне неудобно — она попросту соскакивает.

Каков результат? Самые удачные хомуты — «Норма» и их копия (см. фото 1, 2). У двух других, в том числе «родного» вазовского, будут неудобства при использовании торцевой головки. К «вазовцу» также не подойдет шлицевая, а к его коллеге с Тайваня (фото 3) — крестовая отвертки.

Идем дальше — проверим, сколь ласковы будут хомуты к патрубкам. Ведь и тем, и другим приходится трудиться в нелегких условиях. Двигатель во время работы постоянно колеблется в моторном отсеке, а радиатор закреплен относительно кузова неподвижно. Из-за этого даже хорошие хомуты немного подрезают резину. Плохие же режут патрубки на порядок быстрее.

Проверка показала, что среди тестируемых и в этом нет единодушия. Зато есть закономерность. Способов «нарезать резьбу» на ленте — два. Или делать прорези, или насечки выдавливанием. Оказалось, последний вариант предпочтительнее. Два хомута с такой лентой («Норма» и ее копия) обошлись со шлангами куда бережнее.

1. Изготовитель / NORMA.

Цена / 10 руб.

Размеры / 25–40 мм.

Инструмент — головка (ключ) «на 7», шлицевая или крестовая отвертка.

Понравился. При затяжке хомута до предельного момента происходит срез насечек с ленты. После снятия хомута на патрубке остается ровный след без надрезов резины.

2. Изготовитель / неизвестен

Цена / 10 руб.

Размеры / 25–40 мм.

Инструмент — головка «на 7», шлицевая или крестовая отвертка.

Очень неплохо. При затяжке хомута до предельного момента происходит срез насечек с ленты. После снятия хомута на патрубке остается ровный след без надрезов. Очень хорошая копия NORMA. Единственное отличие от оригинала — цвет винта. Здесь он имеет желтоватое покрытие.

3. Изготовитель / неизвестен, Тайвань.

Цена / 8 руб.

Размеры / 32–51 мм.

Инструмент — головка «на 7» (неудобно), шлицевая отвертка.

Неплохо, но если затягивать очень туго, патрубки придется менять чаще. Головка червяка располагается близко к ленте. При затяжке хомута до предельного момента происходят смятие и надрыв ленты. После снятия хомута на патрубке остаются надрезы на резине.

4. Изготовитель / неизвестен, с конвейера ВАЗа.

Цена / 10 руб.

Размер / не указан.

Инструмент — головка «на 8» (неудобно), крестовая отвертка.

Жить будет, но очень уж неудобен — головка червяка расположена близко к ленте. При затяжке хомута до предела происходят смятие и срез ленты или даже надрыв. После удаления хомута на патрубке остаются порезы.

ЧТОБЫ НЕ ОПЛОШАТЬ

Автолюбители зачастую вспоминают о системе охлаждения только после появления пара из-под капота или (реже) при отказе отопителя салона. Если стал уменьшаться уровень «Тосола» в расширительном бачке, первое, что стоит посмотреть, насколько герметичны соединения патрубков системы охлаждения с радиатором или двигателем. Течи увеличиваются в холодное время года. Чтобы найти места потеков, утром сразу после пуска холодного двигателя осмотрите все соединения патрубков системы охлаждения. Некоторые антифризы в месте протечек оставляют следы.

На хомутах «Норма» при перетяжке срезается пара зубьев (на ленте), а вот «вазовский» или тайваньский могут порваться.

Вот что может сделать плохой хомут с патрубком за несколько лет.


Смотрите также