Цвет контрастный желтому


Контраст по цвету

· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

Контраст по цвету — самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

Так же как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету (рис. 4). Для того чтобы убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три чистых и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех. Так, оранжевый, зеленый и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем желтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка еще менее явно. Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность. Хотя основная группа трех цветов желтого, красного и синего представляет собой самый большой контраст по цвету, однако и все другие чистые цвета несомненно могут быть представлены в ряду сильных контрастов (рис. 6).

Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний (рис. 7). Число вариаций здесь очень велико и. в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и черного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника. Как это было показано на рисунках, относящихся к разделу «Цвет и цветовое воздействие», белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный, наоборот, усиливает и делает их более светлыми. Поэтому черный и белый являются важными элементами цветовых композиций (рис. 5).

Эти упражнения можно было бы выполнять, используя также и произвольно выбранные цветовые пятна. Однако в этом есть большая опасность. Вместо того чтобы изучать собственно силу и напряжение цветовых сочетаний, выполняющие эти упражнения начинают увлекаться формами и рисовать пятнами. Подобное рисование в этом случае становится врагом всякой живописности. Этого безусловно нужно избегать. И простые полосы или сетка шахматной доски здесь наиболее уместны.

В упражнении, показанном на рисунке 8, ставилась задача так расположить заданное количество желтых, красных, синих, белых и черных квадратов в горизонтальном и вертикальном направлениях,чтобы предельно усилить ощущение цветовой напряженности.

Композиция рисунка 9 состоит из локальных цветов максимальной чистоты, а также их осветленных и затемненных градаций и включенных сюда белого и черного цвета. Когда система цветовых сочетаний, показанных на рисунке 6, окажется усвоенной, можно быстро подобрать цвета для упражнений рисунка 10.

Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах — лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчеркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы. После каждого схематического упражнения рекомендуется давать задания на выполнение свободных композиций в соответствии с характером данного контраста.

В пределах контраста по цвету может быть решено множество живописных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Поэтому они особенно хороши как для темы «Коронация Марии», так и для реалистического натюрморта.

На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран. Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контраст по цвету используется в самых разных вариантах, причем в меньшей степени в мотивах духовного порядка и в большей — в целях создания радостного декоративного многоцветия.

Контраст по цвету можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.

Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.

Может быть, самым замечательным примером проявления смыслового начала данного контрастного соотношения является работа Грюневальда «Воскресение Христа», поскольку здесь он передает ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.

В картине Боттичелли «Положение во гроб» контраст по цвету, на котором построена картина, дает художнику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Ее общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события.

Следует признать, что выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.

Ряд современных художников, как, например, Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро, очень часто работали, используя контраст по цвету. Особенно Матисс, который писал множество натюрмортов и фигурных композиций, используя пестроту и силу этого контраста. Хорошим примером здесь может служить женский портрет «Янтарное ожерелье», написанный им чистыми цветами — красным, желтым, зеленым, синим, красно-фиолетовым, белым и черным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа. Художники группы «Синий всадник» — Кандинский, Франц Марк и Август Маке в ранние периоды творчества работали почти исключительно на контрасте по цвету.

Из огромного числа возможных примеров мной были выбраны следующие произведения: «Церковь в Эфесе» в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж, Национальная библиотека; «Коронация Марии» Е.Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон; «Прогулка в майский день» из «Богатейшего часослова герцога Беррийского» Поля Лимбурга, 1410, Шантийи, Музей Конде; «Композиция 1928» Пита Мондриана, собрание Марта Стама.

Контраст цветовых сопоставлений, классы контраста

06 сентября 2018

Заявка на расчёт

Мы уже писали в блоге о психологии цвета и вскользь затронули тему цветовых сочетаний конкретно в сфере рекламы. Признайтесь, вы редко видели рекламу, оформленную только одним цветом или его оттенками? Любой бренд — это 2-3 цвета, представляющие определенный контраст. Про влияние цвета пишут книги и этим серьезно занимаются художники и дизайнеры. Но тема цветовых сочетаний интересна сама по себе, и мы не откажем себе в удовольствии рассказать вам об этом. Зная теорию, на практике очень легко подбирать те или иные цвета, сочетать их, меняя насыщенность и радоваться цветовой гармонии.

Итак, различают семь типов цветовых контрастов.

Контраст цветовых сопоставлений

Этот контраст формируется из всех чистых цветов в их предельной насыщенности. В рекламе его используют, когда нужно показать решительность, уверенность, силу и, возможно, напористость. Зрительное восприятие подсказывает, что такое сочетание выигрышно для спортивных магазинов, клубов, для сети гипермаркетов, магазинов игрушек.

Как вы думаете, какие три цвета самые контрастные по своей яркости? Красный, желтый, синий. Любое сочетание двух из них или даже сразу трёх — самое яркое и впечатляющее. Сочный помидор и спелый лимон. Ярко-синее небо в полдень над полем подсолнухов. Цвета второго порядка — оранжевый, зеленый фиолетовый — по контрастности слабее. Дизайнеры добиваются убедительного эффекта, смешивая цвета первого порядка с цветами второго порядка. Например, популярное сочетание красного с зеленым, синего с оранжевым, жёлтого с фиолетовым. Выбирая цвета, можно понаблюдать, как меняется интенсивность контраста, и добиться нужного эффекта.

Вам нужны одновременно красный, синий и желтый, но вы боитесь излишнего контраста? Отделите эти цвета белым или чёрным: взаимный контраст уменьшится, а оттенки сами по себе останутся конкретными и выразительными.

Мезенская роспись

В качестве примера мы не будем перебирать рекламу, а обратимся к искусству, живописи. На контрасте цветовых сопоставлений основано народное искусство. Например, хохломская роспись — это красный, жёлтый (золотисто-желтый) и чёрный. Мезенская роспись — это белый фон, на котором ярко-красные и черный орнаменты. Одним словом — радостная декоративная пестрота.

По принципу цветового контрастирования работал итальянский художник Сандро Боттичелли. Вселенскую выразительность синего, красного, жёлтого вы увидите на картине немецкого художника Маттиуса Грюневальда «Воскрешение Христа».

Контраст светлого и тёмного

День и ночь, свет и тень. Представьте абсолютно черный цвет и абсолютно белый цвет, и между ними бесконечное число оттенков серого и весь хроматический ряд. Серый цвет — тоже ахроматический. Нет точной цифры, которая бы подсказала, сколько у него оттенков. Поэтому мы скажем, что число зависит от того, насколько ваш глаз чувствителен, и насколько хорошо развито цветовое восприятие. И то, и другое можно тренировать практическими упражнениями. Соответственно, и число серых оттенков увеличится. В нашей типографии мы добиваемся точного воспроизведения цвета.

Для кого-то серый — безжизненный безразличный цвет, но в глазах многих художников он многогранен. Его характер зависит от цветов, находящихся рядом с ними. Он смягчает или дает силу. Он действует примерно как вампир: примиряет яркие противоположности, приглушая их и приобретая за счёт этого свой оттенок. Не все их них признавали серый. Например, французский живописец Делакруа отвергал его, говоря, что он отнимает силу у других цветов.

Если вы хотите увидеть самые яркие примеры противопоставления светлого и тёмного, взгляните на японские и китайские картины тушью. Это не что иное, как игра света и тени. Многогранная и интересная.

Про ахроматические цвета, черный и белый, стоит сказать отдельно. Без них редко обходятся при составлении цветовых композиций. Рядом с белым цвета темнее и ослабляют свою яркость. С чёрным наоборот — цвета ярче и светлее. Попробуйте поэкспериментировать дома с кистью и бумагой, и вы убедитесь в этом.

Контраст цвета в рекламе

Контраст холодного и тёплого

Типы цветового контраста касаются не только органов зрения. Пример тому — контраст теплого и холодного.

Где вы почувствуете себя уютнее: в комнате жёлтого или зеленого цвета? Да, зрительное восприятие и физическое ощущение температуры тесно связаны. Чтобы не быть голословными, расскажем про научные исследования по этой теме. Был эксперимент для посетителей мастерских красно-оранжевого и сине-зеленого цвета. В сине-зелёном помещении люди жаловались на холод при 15 градусах по Цельсию, а в красно-оранжевом им холодно стало лишь при температуре 11 градусов по Цельсию. Аналогично с животными. Известно, что красный цвет ускоряет кровообращение, а синий ослабляет. После скачек лошади в синей конюшне быстро успокаивались, тогда как в красной ещё долго не могли прийти в себя.

Какой цвет самый тёплый? Красно-оранжевый — сурик. Да, посмотрите на него: он как багряный костёр в осеннем лесу. Он согревает взгляд. Когда наши печатные машины воспроизводят сурик на бумаге, нас не покидает ощущение, что при касании к цвету мы почувствуем тепло. Самый холодный цвет — сине-зеленый (окись марганца). У многих тут же представляется глубина моря, воздух. В дуэте они образуют самый сильный контраст тёплого и холодного.

Ещё со школы всем известна классификация цветов. Красный, жёлтый, оранжевый, красно-фиолетовый — тёплые цвета. Синий, зеленый, сине-зеленый, фиолетовый, жёлто-зелёный — холодные. Чёрный, белый, серый — нейтральные. Но при выборе цветовой температуры для своей рекламы помните, что и здесь всё относительно. Красный, безусловно, тёплый цвет, но по реакции на зрителя больше похож на пожар. Если вам нужна мягкая теплота, смотрите на палитру и прислушивайтесь к своим эмоциям. Многое зависит от контекста. По своему опыту работы в типографии можем сказать, что при грамотном контрасте результат не режет глаз и доносит нужный смысл до зрителя.

В свою очередь художники-импрессионисты доказали, что холодный цвет неба на протяжении всего дня вступает в контраст с тёплыми оттенками солнечного цвета. Французский живописец Клод Моне не рисовал пейзажи в мастерской, а выходил на природу. Он хотел запечатлеть мерцание света в воздухе и в испарениях земли, игру света и тени в кроне деревьев. Так, в своих работах Моне использовал контраст теплого/холодного, а не светлого и тёмного, как до этого в живописи.

Вдохновляйтесь природой. Она уже все продумала за вас.

Контраст дополнительных цветов

Представьте кляксу насыщенного желтого цвета, а рядом с ней такую же насыщенную, но фиолетовую. Эти два цвета возбуждают друг друга до максимальной яркости, но если их смешать, они взаимоуничтожатся. Получится серо-чёрное пятно. Этим явлением объясняется контраст дополнительных цветов. Вспомним уроки рисования и проверим, какие ещё цвета выступают дополнительными друг к другу. Получаются следующие пары:

— Оранжевый с синим — Красно-оранжевый с сине-зеленым

— Красный с зелёным

Да, каждая пара при смешивании превращается в несуразный грязноватый цвет. Интересно, что в каждой паре есть три основных цвета — синий, красный, желтый. Оранжевый и синий: красный+желтый и синий. Красный — зеленый: красный и желтый+синий, и так далее.

Теперь к практике. Дополнительные цвета, если их правильно соотнести, дают прочную основу для цветового воздействия. Даже в паре они неизменны в своей интенсивности. Красный и зеленый, оранжевый и сний рождают активные сочетания, подходящие для рекламы фитнесс-центров, например.

При соблюдении баланса ваши глаза не испугаются контраста. Наоборот — в глазах создается ощущение полного равновесия.

Хотите увидеть, как природа демонстрирует такое сочетание цветов? Посмотрите на стебли и листья кустов красных роз, которые ещё не распустились. Красный цвет будущих роз смешивается с зеленым цветов стеблей и листьев, и получаются удивительные серо-зеленые и серо-красные оттенки.

Симультанный контраст

Виды цветовых контрастов включают в себя симультанный контраст. Представьте, что вы смотрите на какой-либо цвет, и ваш глаз сразу же начинает просить дополнительный к нему оттенок. Если не находит, то порождает его мысленно, и наступает зрительная гармония. Это явление и называется «симультанным контрастом» (этимология слова из латинского simultaneus — «одинаковый, похожий»). Вы лишь воображаете несуществующий оттенок. Он не существует, и его невозможно сфотографировать — это лишь ощущение.

Приведем для вас пример-эксперимент, который можно провести в домашних условиях. На большой ярко-окрашенной плоскости расположен маленький квадрат черного цвета. Накройте его листом белой бумаги. Что видите? Если плоскость красная, то квадрат покажется вам зеленоватым, если плоскость зеленая, то кварат будет наоборот — красным. На синем фоне вы представите оранжевый квадрат, а на фиолетовом — желтоватым.

Контраст цветового насыщения

Что для вас качество цвета? Говоря о нём, мы, как работники типографии, имеем ввиду его чистоту и насыщенность. Контраст насыщения — это о противоположности ярких, насыщенных цветов и блёклых, затемненных цветов.

Представьте ярко-красный. Добавьте немного белого — что получилось? Он уже не такой яркий и даже приобрел холодноватый оттенок. Если это карминно-красный цвет, то при добавлении белого он получит синеватый оттенок.

Убить яркость можно не только белым, но и чёрным цветом: он удаляет от света, темнит и глушит цвета. Если с белым жёлтый цвет бледнеет, то с чёрным он теряет свою лучистость и становится мрачным, болезненным. Фиолетовый, если смешать с капелькой черного, уведёт вас в мрачную темноту, а если с белым, то напротив — станет лиловым и моментально превратится в лёгкий воздушный оттенок, напоминающий пышный куст цветущей сирени.

Что делать, если вам нужен мягкий цветовой переход по шкале насыщенности? Возьмите белый и черный одновременно — серый. Он разбавит цвет до нужного оттенка и поможет получить нужный контраст насыщенности. С серым получаются не блёклые и не мрачные тона, а более-светлые или более-тёмные.

Действие контраста «блёклый-яркий» относительно. Например, выбранный вами цвет рядом с блёклым покажется более ярким, и в тот же время блёклым — если рядом с ним поставить более яркий цвет. Если вам нужна выразительная композиция на контрасте блеклый-яркий, ставьте яркий красный с блеклым красным, но не яркий красный с блёклым синим. Пример использования цветового контраста насыщения — картина французского художника Жоржа Де Латур «Новорожденный».

Контраст цветового распространения

Сущность этого конраста в противопоставлении «большой-маленький» и «много-мало». Конечно, цвета могут сочетаться между собой в разном соотношении. Есть определенные критерии, знание которых поможет вам предотвратить раздражающую пестроту и достигнуть зрительного баланса.

Силу воздействия цвета определяют два фактора — его яркость и размер площади, который этим цветом занят. Иоганн Гёте, несмотря на то, что был драматургом, установил простые числовые соотношения для этого. Оранжевый — 8, красный — 6, зеленый — 6, желтый — 9, синий — 4, фиолетовый — 3. Они приблизительны, и это понятно, ведь краски на разных производствах так или иначе различаются несмотря на одно и то же название. Всё решает глаз. Особенно, если у него развита чувствительность к цвету. :)

Попробуем разобраться, как это работает на примере двух цветов. Насыщенность желтого по Гёте — 9, а фиолетового — 3. Проводим расчёт: Желтый:фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4:1/4

То есть желтый, как цвет, гораздо сильнее по яркости, должен занимать лишь одну треть занимаемой площади, а фиолетовый — всё остальное. Зная насыщенность других цветов, можно самостоятельно рассчитать соотношения цветовых пар.

Контраст цветовых тонов — вещь занятная. Иногда одна картинка вместо тысячи слов поможет добиться нужного эффекта: поменять настроение, изменить решение, вызвать ассоциации. Поэтому использование цветовых сочетаний в рекламе должно руководствоваться не одним желанием выбора цвета, а правилами баланса, соотношения, подчиняться ситуации и заданным целям. В своей статье мы постарались рассказать о всех типах контрастов так, чтобы вы понимали, как они действуют и как получить нужное вам сочетание.

Придумывайте самые красивые и оригинальные идеи, а мы напечатаем. Наши печатные машины чувствительны к цветам и ловят каждый их оттенок.

Интересные статьи по теме: Психология цвета в рекламе
Оцените, насколько Вам была полезна статья:
(Пока оценок нет) Загрузка...

7 цветовых контрастов. Контраст дополнительных цветов

Привет. В своей книге «Искусство цвета» Иттен Иоханнес описал 7 цветовых контрастов:

  1. Контраст цветовых сопоставлений
  2. Контраст светлого и тёмного
  3. Контраст холодного и тёплого
  4. Контраст дополнительных цветов
  5. Симультанный контраст
  6. Контраст цветового насыщения
  7. Контраст цветового распространения.

Здесь речь пойдет о четвертом контрасте. Далее приведен конспект из книги «Искусство цвета».

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

  • жёлтый — фиолетовый
  • жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый
  • оранжевый — синий
  • красно-оранжевый — сине-зелёный
  • красный — зелёный
  • красно-фиолетовый — жёлто-зелёный.

Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:

  • жёлтый — фиолетовый = жёлтый, красный + синий;
  • синий — оранжевый — синий, жёлтый + красный;
  • красный — зелёный = красный, жёлтый + синий.

Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.

Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями.

Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый — сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.

Красный и дополнительный к нему зелёный одинаково светлы и обладают одинаковой цветовой яркостью.

Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведём несколько следующих упражнений.

На рисунках 23…28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными.

Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зелёного и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зелёного.

Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений.Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока ещё не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зелёным цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые тона. Старые мастера добивались столь цветного серого тона, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.

Пуантилисты добивались цветного серого тона другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины:«Мадонна канцлера Ролена» Ян ван Эйка (1390—1441), Париж, Лувр;  работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.

И напоследок ролик об оптических иллюзиях. 

Желаю удачи

Мода и стиль: Контрастность в одежде. Часть 2

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Класснуть

В первой части статьи, посвященной теме контрастности, речь шла о контрастности во внешности. Вторая статья была посвящена контрастности в одежде, цветовому кругу Иттена, а также типам контрастности. В этой публикации продолжаем говорить о типах контрастности.

Напомню, что Иттеном была предложена модель двенадцатичастного цветового круга и описаны семь типов цветовых контрастов.

О первых двух (контрасте цветовых сопоставлений и контрасте светлого и темного) речь шла в предыдущей части статьи. Сейчас предлагаю познакомиться с 5 остальными типами контрастности.

Контраст холодного и теплого

Контраст холодного и тёплого, или, как его ещё называют, температурный контраст получается при сочетании тёплых и холодных оттенков. Это могут быть тёплые и холодные оттенки одного цвета, или же разных цветов. Если посмотреть на двенадцатичастный цветовой круг, то можно увидеть, что под прямым углом к оси жёлтого и фиолетового цветов (самые контрастные по светлоте) расположены красно-оранжевый и сине-зелёный цвета.

Красно-оранжевый – самый тёплый цвет, а сине-зелёный – самый холодный. Эти цвета – два полюса контраста холодного и тёплого. Цвета, которые расположены на цветовом круге между ними, могут быть как холодными, так и тёплыми в зависимости от того, с каким цветами они контрастируют.

На рисунке выше мы видим, как один и тот же фиолетово-бордовый цвет в сочетании с холодными тонами (верхняя строка) кажется более тёплым, а в сочетании с тёплыми тонами (нижняя строка) имеет холодный оттенок.

Обращаться с температурным контрастом крайне сложно, поэтому его не так часто используют в одежде. Необходимость сочетать в одном ансамбле и тёплые, и холодные оттенки одновременно может возникнуть, если вы хотите использовать цвет, который вам очень нравится, но не подходит вашей внешности по температуре красок. В таком случае рекомендуется сочетать данный цвет с таким, который подходит вам по температуре красок. Проще, конечно, для создания контраста тёплого и холодного использовать уже готовые дизайнерские принты.

Контраст дополнительных цветов

Контраст дополнительных цветов – это контраст цветов, которые в двенадцатичастном цветовом круге находятся прямо напротив друг друга. Это жёлтый с фиолетовым, жёлто-оранжевый с сине-фиолетовым, оранжевый с синим, красно-оранжевый с сине-зелёным, красный с зелёным, красно-фиолетовый с жёлто-зелёным.  Заметьте, что во всех перечисленных парах, состоящих из цветов третьего порядка, есть три цвета первого порядка: жёлтый, красный и синий. Например, пара жёлтый с фиолетовым раскладывается на жёлтый и красный с синим (из этих цветов состоит фиолетовый). Или, например, синий с оранжевым, это синий с жёлтым и красным (так как из этих цветов состоит оранжевый цвет). А красный с зелёным – это красный с синим и жёлтым (именно на эти цвета раскладывается зелёный цвет). Если смешать жёлтый, красный и синий цвета, мы получим серый. Поэтому смешивая два любых дополнительных

оттенка, мы также получим серый цвет.

Выше вы видите шесть пар цветов третьего порядка, при смешении которых получается оттенок серого цвета (квадратик в середине каждого ряда). Вы можете проверить, являются ли цвета дополнительными, смешав их. Если серого цвета в итоге не выходит, значит, цвета не являются дополнительными.

В одежде дополнительные цвета подчёркивают, усиливают друг друга, особенно, если их оттенки в цветовом круге находят близко к своим оригиналам. Эффектный контраст, создаваемый дополнительными цветами, подойдёт ярким девушкам с высококонтрастной внешностью. Дополнительные цвета часто используются в одежде для летнего отдыха, они ассоциируются с морем, пляжем, и красиво смотрятся на загорелой коже. В обычном повседневном кэжуале также можно использовать дополнительные цвета, выбрав их для обуви или аксессуаров.

Симультанный контраст

Симультанный контраст, как таковой, в природе не существует. Его нельзя передать через фотографию или изображение. Это явление, суть которого в том, что при восприятии определённого цвета в сочетании с другим наш мозг и зрение порождают другой оттенок этого цвета. Чтобы понять, что такое симультанный контраст, можно провести следующий эксперимент. Нужно на ярко окрашенную плоскость поместить чёрный квадрат небольшого размера, а поверх него положить лист тонкой прозрачной бумаги. Если плоскость окрашена в зелёный цвет, квадрат визуально будет казаться красноватым, если плоскость красного цвета, квадрат будет казаться зеленоватым, на фиолетовой плоскости он выглядит желтоватым и т.п. То есть глаз порождает несуществующий дополнительный цвет.

Ещё один простой пример симультанного контраста отображён на картинке ниже.

Квадрат на фиолетовом фоне и нижний квадрат справа имеют одинаковый цвет – нейтрально-серый. Симультанного контраст даёт верхнему квадрату жёлто-зелёный оттенок, он становится похожим на левый нижний квадрат.

Эксперименты с симультанным контрастом показали, что цветовые пары, которые не являются дополнительными друг для друга, зрительно принимают оттенки, близкие к дополнительным. Например, дополнительный цвет для фиолетового – жёлтый, а симультанный контраст выдаст нам оттенок, смещённый влево или вправо от жёлтого, то есть оранжево-жёлтый, или жёлто-зелёный.

В одежде симультанный контраст позволяет подчеркнуть природные цвета внешности. Например, фиолетово-сиреневый оттенок берета сделает болотно-зелёные глаза изумрудными. Но есть и негативные последствия симультанного контраста. Например, оттенки красного в одежде или в аксессуарах, находясь в непосредственной близости от светлых волос, могут придать им зеленоватый оттенок.

Контраст цветового насыщения

Контраст цветового насыщения, или, как его ещё называют, контраст по насыщенности, демонстрирует разницу между цветами чистыми, яркими, насыщенными и более бледными, затемнёнными или осветлёнными. Есть четыре способа затемнения или осветления цвета:

1) смешивание чистого цвета с белым;

2) смешивание чистого цвета с чёрным;

3) смешивание чистого цвета с серым;

4) смешивание чистого цвета с дополнительным для него цветом.

На рисунке выше показаны примеры контраста по насыщенности. Мы видим четыре квадрата, каждый из которых расчерчен ещё на двадцать пять квадратов. Чистый цвет размещён в центре каждого из больших квадратов. По углам расположились одинаковые по яркости квадраты серого цвета. Смешивая серый цвет с чистым, мы постепенно получим четыре разбавленных тона. Чтобы определить контраст насыщения этих тонов, необходимо убрать контраст светлого и тёмного, для того чтобы яркость всех квадратов была одинаковой. Если вместо серого квадрата в каждый угол больших квадратов поместить дополнительный к цвету центрального квадрата цвет, мы получим более яркие тона.

При этом определение насыщенности цвета весьма относительно. Любой цвет, расположенный с более бледным цветом, будет казаться ярким, насыщенным. Если этот же цвет сочетать с ещё более ярким цветом, на его фоне он будет казаться бледнее.

В одежде контраст по насыщенности применяется для создания изысканной палитры мягких цветов. Используя данный контраст, можно подчеркнуть лицо с помощью яркого шарфа, например, оставляя остальные элементы ансамбля в мягких, приглушённых тонах.

Контраст цветового распространения

Контраст цветового распространения, или, как его ещё называют, контраст площадей, демонстрирует размерные соотношения двух или более цветовых плоскостей. Определить, какой цвет сильнее можно, опираясь на его яркость и размер. Это можно сделать на глаз, или же воспользовавшись методом Гёте. Гёте отобразил пространственные отношения между цветами в числах, и выявил, что два цвета уравновешивают друг друга, если они взяты в такой пропорции:

жёлтый/фиолетовый = 1/4:3/4

оранжевый/ синий = 1/3:2/3

красный/зелёный = 1/2: 1/2, и т.д.

Но, например, если вам не нужно уравновешивать цвета, а, наоборот, выделить в большей мере какой-либо один из них, то вы можете нарушить предложенные Гёте пропорции, увеличив или уменьшив площадь нужного цвета. Чем меньше площадь цветовой плоскости, тем больше внимания она к себе привлекает.

В одежде контраст цветового распостранения играет особую роль. Изменяя соотношение цветовых площадей, можно добиться ощущения равновесия в одежде, или напротив, сильным контрастом сделать акцент на определенной детали. Так как контраст цветовых площадей привлекает внимание к меньшему объекту и отвлекает от большего, то он используется чаще всего в принтах, вышивке, аппликации, декоративных деталях кроя. Также данный контраст применяется по отношению к аксессуарам (головные уборы, украшения, пояса). Например, тёмный пояс на светлом пальто акцентирует внимание на тонкой талии, а яркий шарф на шее, наоборот, отвлечёт внимание от проблемной талии.


Смотрите также