Для шлифовки инструмент


Шлифовка и полировка дерева: Способы и необходимые инструменты

При работе с древесиной кроме простых операций по пилению и обтесыванию существуют довольно сложные процедуры финишной отделки. К ним относят шлифование.

Перед шлифованием по возможности производят строгание. На этой стадии обработки удаляются заусенцы, поверхность приобретает ровный вид. При строгании с использованием рейсмуса (станок, позволяющий получить заготовки одинаковой толщины и ширины) получают полуфабрикат заданных параметров.

Качественная отделка выполняется на твердых сортах древесины, которые используют для изготовления изделий высокого качества. Береза, дуб, ясень, клен, орех, яблоня, вишня и другие имеют плотную структуру. Такой материал бывает даже сложно пилить обычной ножовкой. Но в мебельном производстве их используют, чтобы изготовить самые разнообразные предметы мебели и интерьера.

Даже традиционная сосна, ель и осина тоже требуют качественной отделки путем шлифования. Например, выравнивая доски пола с помощью ручного или электрического инструмента, добиваются получения единой плоскости. Трудная и малопроизводительная работа, но без нее нельзя добиться хорошего качества.

Чем выполняют шлифование

В теории резания при определении инструмента для выполнения самого процесса рассматривается резец. У него имеются режущие кромки. Ими и производится внедрение в тело обрабатываемого материала. От углов заточки зависят особенности вхождения резца в материал, а также образование стружки.

Когда речь заходит о шлифовальном способе обработки, то здесь наблюдается работа не одного резца, а сразу нескольких. Часто их число измеряется тысячами. Чем больше небольших резцов одновременно участвуют в работе, тем выше качество обработанной поверхности. В качестве резцов выступают зерна абразива – это песчинки, имеющие довольно высокую твердость, наклеенные на бумагу или ткань.

Чтобы классифицировать шлифовальные инструменты ввели понятие количества зерен 1 квадратный сантиметр. Например, в обозначении Р36 подразумевается, что в среднем на каждом кв.см имеется по 36 зерен. Если абразив обозначен Р200, то, соответственно, на каждом кв.см в среднем имеется по 200 зерен.

Когда нужна черновая обработка детали, и требуется снять довольно толстый слой, используют абразивные материалы с малым числом зерен. С повышением качества обрабатываемой поверхности размер самих зерен уменьшается, а их количество возрастает.

В таблице приведены рекомендации по использованию шлифовальных шкурок по назначению.

Внимание! При использовании абразивов с высоким количеством зерен наблюдается быстрое забивание. Для увеличения длительности использования рекомендуется производить регулярное отряхивание наждачной бумаги. Тогда ее придется реже заменять.Перед началом отделочных работ проводят ревизию абразивного материала. Оценивают количество имеющейся наждачной шкурки.

Грубое шлифование выполняют также с помощью жестких щеток. Их изготавливают из пружинной проволоки. С помощью подобного инструмента выполняют браширование (искусственное состаривание дерева).

Для ошкуривания бревен вместо проволоки применяют пластиковую щетину. Ее изготавливают из жесткой лески диаметром 3,0…4,5 мм. Чтобы повысить производительность работы, подобные щетки изготавливают на дисках.

Ручные колодки для шлифовки древесины

При обработке какой-либо доски можно тереть наждачной бумагой по поверхности. Какой-то результат будет. Только довольно быстро устанет кисть руки, а абразив нагреется, его  станет неудобно удерживать.

Для фиксации многие используют обычный брусок. Им оборачивают кусок наждачки. Для выполнения самой простой работы этого оказывается достаточно. Однако, настоящие мастера изготавливают более удобные приспособления (рис. 1).

Колодка для шлифования изготавливается в следующей последовательности.

  1. В доске из твердой древесины пропиливают два клиновых паза. 2.
  2. Изготавливают и пар клиньев. 3.
  3. Вырезают шкурку подходящей длины, чтобы концы заходили в клиновые пазы.
  4. Затем клиньями шкурка фиксируется в пазах.
  5. Готовая шлифовальная колодка готова к работе.

Рис. 1 Шлифовальная колодка с клиновым креплением

Более простую колодку можно изготовить, используя два самореза и две канцелярских прищепки для бумаги (рис. 2).

  1. Вворачиваются саморезы на нерабочей части колодки (удобнее применять саморезы с пресс шайбой).
  2. Крепежную петлю одной из прищепок вставляют под головку самореза с одной из сторон, другую устанавливают на обратной части приспособления.
  3. Вырезают наждачную бумагу такой длины, чтобы ее можно было закрепить в прищепках.
  4. Колодка готова. Для удобства работы сверху желательно закрепить ручку.

Рис. 2 Шлифовальная колодка с саморезами и канцелярскими прищепками

Рис. 3 Шлифовальная колодка для обработки вогнутых поверхностей большого радиуса

При работе с деревом иногда приходится обрабатывать не только плоскости. Часто для придания оригинальной формы пропиливают криволинейные пазы или придают сложную форму. Чтобы и в этом случае зашлифовать поверхность, колодки изготавливаются с криволинейной рабочей поверхностью (рис. 3 и рис. 4).

Рис. 4 Шлифовальная колодка для обработки вогнутых поверхностей малого радиуса

Если возникает необходимость получения строгого угла, то используют угловую колодку (рис. 5). На ней только одна рабочая поверхность. Другая поверхность служит для выдерживания точного угла. Чаще делают для обработки под прямым углом (90 °), но можно изготовить подобное шлифовальное приспособление под любой нужных угол.

Рис. 5 Шлифовальная угловая колодка

Механизированная шлифовка древесины

Ручная работа ценится. Но при использовании простейших средств механизации обработка дерева происходит быстрее. Наибольшее распространение для шлифовки разных материалов получили эластичные опоры для электродрели (рис. 6) и углошлифовальной машинки (рис. 7) с липучкой .  Несколько позже изготовители опор стали реализовывать подобную универсальную опору (рис.8).

Рис. 6 Эластичная опора с липучкой для электродрели Рис. 7 Эластичная опора с липучкой для углошлифовальной машинки (болгарки)

Важно! При использовании подобной опоры на болгарке не следует сильно прижимать ее к обрабатываемой поверхности. Обороты рабочего органа высокие, возможен прожиг древесины

Рис. 8 Универсальная эластичная опора с липучкой для электродрели или углошлифовальной машинки

При работе с подобными средствами механизации правила техники безопасности следует соблюдать неукоснительно.

  1. Образуется много древесной пыли, поэтому респиратор и очки защитят органы зрения и дыхания.
  2. Перчатки с резиновой рабочей поверхностью защитят руки рабочего.
  3. Желательно надевать фартук, тогда проще вытряхнуть пыль с одежды.

Для работы с эластичной опоры выпускаются специальные шлифовальные круги (рис. 9). Они ставятся и снимаются одним движением.

Рис. 9 Сменные абразивные круги для электроинструмента

Виброшлифовальные машинки

Для обработки больших площадей деревянной поверхности удобно использовать виброшлифовальную машинку (рис. 10). У нее имеется вибратор, который заставляет подошву совершать небольшие возвратно-поступательные движения относительно корпуса. На подошву крепят полоску абразивной шкурки. Она шлифует поверхность, под подошвой инструмента.

Рис. 10 Виброшлифовальная машинка

Производительность таких небольших электрических машин довольно высокая. За час работы можно отделать несколько квадратных метров поверхности. Единственный недостаток – их нужно останавливать через 5…7 минут работы. Необходимо охлаждать вибратор. У него отсутствуют вентиляторы.

На подошву можно крепить наждачную бумагу разной шероховатости. Производители рекомендуют использовать абразив на тканевой основе. Тогда он служит дольше.

Плоскошлифовальные ленточные машинки

Наиболее производительными являются плоскошлифовальные ленточные машинки. В них используется абразивная шкурка, склеенная в ленту (рис. 11). Все подобные инструменты оборудованы небольшим мешком для сбора древесной пыли. При работе более 80 % образующейся пыли скапливается внутри этого мешочка.

Рис. 11 Ленточная шлифовальная машинка

Производители рекомендуют прерывистый режим работы: 5…7 минут выполнять шлифование, а потом давать инструменту передышку. Даже наличие внутри вентилятора не позволяет эффективно охлаждать устройство. После трехминутной передышки можно продолжать работу.

Изготовители снабжают инструмент вспомогательными приспособлениями, с помощью которых можно зафиксировать шлифовальную машинку в пространстве (рис. 12).

Рис. 12 Установка ленточной шлифмашинки на столе

Умельцы для ленточных шлифовальных машинок изготавливают специальные подстолья, с помощью которых значительно расширяется область применения устройств (рис. 13). С помощью подобных опций возникает возможность качественно отшлифовать торцы изделий. Само подстолье фиксируется под любым углом, что позволит качественно проводить обработку.

Рис. 13 Подстолье для ленточной шлифмашинки

Промышленность выпускает стационарные ленточные шлифовальные машинки (рис.14). Их называют гриндеры. С помощью подобных устройств появляется возможность шлифовать изделия, опирая их на специальный опорный столик. Гриндер во многом похож на ленточную шлифовальную машинку. На самом деле – это стационарный станок, где можно проводить довольной сложные операции по отделке древесины.

Лепестковые инструменты для шлифования

Еще одним большим классом идут специальные лепестковые. Их изготавливают в радиальном (рис. 15) и торцевом (рис. 16) исполнениях. Они достаточно удобны в работе. Поверхность дерева легко и быстро обрабатывается подобным инструментом.

Эти абразивные барабаны и диски устанавливают на дрели и болгарки. Умельцы приспосабливают их на специализированные деревообрабатывающие станки.

Видео: Качественная шлифовка дерева

Инструмент для шлифования древесины — ВикиПро: Отраслевая энциклопедия. Окна, двери, мебель

Шлифовальный инструмент – общее название для группы оборудования, которое предназначены для сглаживания различных поверхностей при помощи абразивной обработки. При таких манипуляциях абразивные зерна царапают сглаживаемую поверхность, и чем мельче эти частицы, тем более гладкой и ровной становится шлифуемый материал.

Оборудование для шлифования дерева

Все операции по шлифованию обычно выполняют, используя специальное оборудование, которое перемещает абразив по поверхности, освобождая оператора от этой утомительной работы. Сейчас на рынке есть стационарные автоматические машины и портативные электрические или пневмо инструменты. Самое современное оборудование оснащено компьютерной системой, которая отслеживает различные рабочие параметры. Оно также может быть оборудовано специальными роликами, на которых поворачивается абразив, изменяя свою поверхность под форму обрабатываемого предмета. Это – очень сложное оборудование, и выбирать его надо, исходя из специфических требований конкретной компании. Обычно переносное оборудование представляет собой машинки прямоугольной или округлой формы с круглым диском для шлифования дерева диаметр диска обычно составляет от 125 мм до 150 мм, а скорость его вращения – от 10.000 до 12.000 об/мин.

Классификация

Шлифовальные машинки используются для зачистки, шлифовки или полировки самых разных поверхностей. И они в свою очередь делятся на четыре основных типа такого оборудования:

  • эксцентриковые (орбитальные) шлифмашины;
  • вибрационные шлифовальные машины;
  • ленточные шлифмашины;
  • дельташлифовальные машины.

Эксцентриковые шлифовальные машины

Эксцентриковые (или орбитальные) шлифовальные машины за счет круговой траектории движения позволяют добиться идеально ровной и гладкой поверхности. Подошва у них круглая, вращается со скоростью до 14 тысяч оборотов в минуту. Инструмент универсален, однако орбитальная подошва затрудняет шлифование у стен или в углах. Такие машины выделяются среди других шлифующих устройств тем, что в них совмещены два типа движения шлифплиты: эксцентриковое движение плюс вращение, и поэтому могут иметь очень разнообразное применение. Так, посредством вращательного эксцентрикового движения можно получить очень тонкую, без рисок, шлифовку при достаточно высокой производительности съема. Можно производить шлифование по выпуклым и вогнутым поверхностям, так как некоторые эксцентриковые шлифмашины имеют эластическую шлифовальную тарелку (круглая шлифплита). Данные устройства оснащены двигателями с потребляемой мощностью от 155 до 400 Вт. Есть целый ряд моделей с возможностью регулировки скорости вращения двигателя и, соответственно, скорости обработки поверхности заготовки. Как и в других типах шлифмашин, здесь предусмотрен пылеотсос через отверстия в шлифлистах. Для удобства работы предусмотрена интегрированная или легко убираемая дополнительная рукоятка, а чтобы при запуске шлифмашины не было ощутимого рывка, в некоторых моделях предусмотрена специальная система притормаживания. Также встречаются модели с электронной системой плавного набора числа оборотов. При помощи эксцентриковых шлифмашин можно обрабатывать разные материалы, поэтому шлифлисты к ним могут иметь различную зернистость. Кроме того, для структурирования дерева, очистки металлов от ржавчины и матирования лаков предназначены специальные шлифовальные ткани, а для высокоглянцевого полирования чувствительных поверхностей — шерстяные колпаки и полировальные губки. Все шлифовальные и полировальные листы закрепляются при помощи липучки. При покупке расходных материалов необходимо обратить внимание на количество отверстий (если они имеются).

Вибрационные шлифовальные машины

В отличие от предыдущего типа, вибрационные шлифмашины великолепно справляются с работой у стен и в углах. Шлифовка в них осуществляется при помощи шлифовальной плиты, на которой закрепляются листы абразивного материала. Это самый экономичный вариант шлифмашин из-за недорогих расходных материалов. Вибрационные шлифмашины применяются для гладкой тонкой отделки поверхности и подходят для общих и чистовых отделочных работе различными материалами: от дерева до металла. При помощи виброшлифмашин с прямоугольной опорной плитой можно обрабатывать достаточно большие площади.Обработка поверхности в этом типе машин происходит благодаря вибрации шлифплиты устройства, которая достигается вращением закрепленного на валу двигателя эксцентрика. Потребляемая мощность виброшлифмашин колеблется от 160 до 600 Вт. Некоторые модели оснащаются устройствами регулировки числа оборотов двигателя в пределах от 14 до 20000 об/мин, что позволяет учитывать особенности обрабатываемых поверхностей. Вибрационные шлифмашины имеют системы отвода пыли с рабочей поверхности в специальный мешок-пылесборник или в подключенный пылесос через отверстия в шлифовальном листе. Закрепляются шлифлисты на поверхности опорной плиты одним из двух способов: при помощи прижимных рычагов или на липучке. В ряде моделей шлифмашин имеется сменная шлифплита, благодаря чему можно закреплять шлифлисты разными типами крепления. Шлифлисты с различной зернистостью, дают возможность использовать виброшлифователь практически во всех сферах.

Ленточные шлифовальные машины

Обработка материалов при помощи этой шлифмашины осуществляется посредством ленты, крутящейся по направляющим роликам. Ленточные шлифмашины позволяют работать с большими плоскими поверхностями, однако качество шлифовки у них гораздо ниже, чем у вибрационных или орбитальных. Эти машины применяются для шлифовки больших плоских поверхностей, снятия изрядного слоя материала или обдирки грубых поверхностей. При помощи ленточных шлифмашин можно работать по дереву, пластмассам, металлам и строительным материалам. Центр тяжести таких машин размещен довольно низко, поэтому при работе не требуется прилагать большие усилия. Именно ленточными шлифмашинами можно подготовить кромки и скосы различных заготовок. Обработка поверхности в этом типе машин происходит благодаря движению шлифовальной ленты по направляющим роликам. Этот процесс схож с движением гусеницы трактора или танка. Потребляемая мощность ленточных шлифмашин колеблется от 500 до 1200 Вт. Данная характеристика определяет скорость шлифовки больших поверхностей и возможность той или иной модели работать без остановки. Скорость хода ленты находится в пределах от 75 до 500 м/мин, что позволяет в процессе работы учитывать специфику решаемых задач, и фирмы-производители предлагают модели с регулируемой скоростью движения ленты (плавной или ступенчатой). Применяются дополнительные рукоятки для удобства при шлифовке поверхностей в углах помещений. А пыль в процессе работы через специальный патрубок попадает в мешок-пыле-сборник или в дополнительно подключенный пылесос. Для расширения возможностей ленточных шлифмашин существуют специальные приспособления, такие как: шлифовальная рама, исключающая повреждение поверхности заготовки; тиски, благодаря которым шлифмашину можно использовать стационарно, или же специальная подставка, создающая действительно комфортные условия для стационарной работы; параллельный и угловой упоры, расширяющие возможности стационарного использования, и необходимые, например, для получения точных параллельных поверхностей или скоса на обрабатываемой детали. Сама лента благодаря устройству крепления легко устанавливается и снимается для замены, а вследствие высокой точности изготовления и балансировки деталей не соскальзывает с направляющих роликов. Некоторые модели ленточных шлифмашин дополнительно оснащаются системой автоматической центровки ленты. В зависимости от фирмы-производителя и модели устройства для работы могут использоваться шлифовальные ленты различной ширины и длины. Это обязательно необходимо учитывать при покупке расходных материалов. Предназначение шлифовальных лент (для тонкого шлифования и для грубого обдира больших наростов) зависит от величины зерна. Несущие материалы полотен состоят из прочной ткани и выдерживают большие нагрузки. Есть также два, так сказать, нестандартных вида ленточных шлиф-машин. Один из них — так называемый ленточный напильник, который благодаря своей конструкции обеспечивает доступ в труднодоступные для обычной шлифмашины места. Существует также щеточная шлифмашина. Она менее похожа на обычную ленточную, чем ленточный напильник, однако по принципу работы они близки. Отличие лишь в том, что процесс шлифовки в данном случае происходит посредством специальной щетки для обработки и дерева, и металла. Данное устройство применяется для структурирования дерева и снятия ржавчины, краски и синтетических покрытий с различных поверхностей.

Дельташлифовальные машины

Данный тип машин незаменим, если необходимо заняться реставрацией оконных рам, пластин жалюзи или старой мебели.Эти машины по принципу работы аналогичны обычным вибрационным, но из-за специфической формы шлифовальной пластины ими можно обрабатывать поверхности в узких и труднодоступных местах. В этом типе устройств можно регулировать скорость вращения двигателя (потребляемая мощность этих устройств лежит в пределах 100-280 Вт). Они также имеют отверстия для отвода пыли, однако шлифовальная бумага крепится только на липучке. Некоторые производители выпускают модели, в которых для полного использования шлифовальной бумаги, шлифпластина может поворачиваться на 120° или с помощью SDS-крепления быстро заменяться.

Помимо различных шлифлистов, для дельташлифмашин предлагаются листы из шлифовальных и очистительных тканей (для структурирования небольших и труднодоступных участков деревянных поверхностей, удаления ржавчины с металлов и матирования лаков), а также полировальные листы для конечной обработки гладких поверхностей, полирования и натирки. Пластинчатые насадки позволят пробраться в самые узкие щели, а шлифпластины со специальным плоским или овальным языком — спокойно браться за обработку округлых и вогнутых форм.

Как правило, шлифовальные машинки оснащаются устройствами пылеудаления («сухое» шлифование), регулировки скорости вращения (колебания подошвы) и степени «присасывания» подошвы к рабочей поверхности.

На шлифовальные машинки с пылеотводом могут устанавливаться абразивные круги с 6 или 9 отверстиями или специальные зачистные круги.

Вклад участников

Ли Виктор

Инструмент для полировки автомобиля и инструкция по шлифовке кузова

Содержание:

Внешний вид кузова автомобиля сегодня имеет большое значение для многих автолюбителей. Для того, чтобы поддерживать внешний вид автомобиля в идеальном состоянии, применяется полирование или покрасочные работы. В обоих случаях необходимым является инструмент для шлифования и полировки, без которого оба процесса были бы долгими и малоэффективными.

Прежде чем переходить к изучению инструмента, используемого для шлифовки и полировки, следует дать определения этим двум принципиально разным понятиям. Для того и другого может применяться практически одинаковый инструмент, однако цель этих процедур разная.

Итак, шлифование кузова. Этот процесс используется для подготовки кузова автомобиля под нанесение лакокрасочного покрытия. То есть шлифование подразумевает удаление старого покрытия, следов коррозии и гнили до чистого металла.

Полирование – это процедура, которая подразумевает либо нанесение защитного слоя на поверхность лакокрасочного покрытия, либо частичное снятие лака с целью удаления мелких царапин и сколов, которые не достали до металла.

Для шлифовки до металла используются следующие инструменты и расходные материалы:

  • шлифовальная машинка с насадками для металла;
  • щетки для металла различной жесткости;
  • специальный держатель для наждачной бумаги;
  • наждачная бумага с крупным зерном.

Для шлифования до металла в качестве машинки обычно используется бытовая болгарка, или угловая шлифовальная машинка.

При этом для процесса снятия лакокрасочного покрытия до металла основным ее параметром при выборе является мощность. Чем больше мощность и обороты шпинделя, тем быстрее и эффективней будет проходить процедура удаления краски и зачистка до голого металла.

Для полировки требования к инструменту несколько иные, так как эта процедура требует особой осторожности и аккуратности. В зависимости от вида полирования, которые будут рассмотрены немного ниже, применяются следующие инструменты и расходные материалы:

  • шлифовальная машинка (об их разновидностях немного ниже);
  • насадки для закрепления полировочных кругов;
  • полировочные круги из поролона или другого материала;
  • полировочные жидкости или пасты (в зависимости от вида полировки и ее цели).

Поскольку полировка кузова автомобиля является процессом несколько более разнообразным и сложным, нежели простое снятие краски, то и подход к выбору инструмента тут немного иной.

Итак, для полировки кузова автомобиля в качестве инструмента используются шлифовальные машинки. Сегодня рынок предлагает потребителям несколько их вариантов. Они все применяются одинаково часто, имея свои положительные качества наряду с отрицательными.

Самый простой инструмент для полирования автомобильного кузова – это болгарка. Она есть почти у каждого хозяина, и потому ее сплошь и рядом приспосабливают для этих целей. Использование болгарки дает возможность немного сэкономить и не покупать специальный инструмент, предназначенный именно для полировки кузова автомобиля.

Однако болгарка – инструмент весьма неудобный и капризный. Во-первых, даже самая маленькая бытовая болгарка довольно тяжелая и малоудобная. Это легко ощутить на себе, поработав ею более 10 минут. А поскольку полировка кузова является занятием довольно длительным, то с применением для этих целей болгарки, оно стает еще и утомительным.

Большинство болгарок не имеют возможности регулировки скорости оборотов шпинделя. А для полирования чрезмерно высокие обороты могут привести к перегреванию лакокрасочного покрытия, и к его последующему помутнению. Особенно это часто происходит у неопытных автолюбителей, которые еще не чувствуют того, насколько сильно нужно прижимать инструмент к поверхности кузова.

Тем не менее, болгарка часто применяется для полировки. Для этого в магазинах к ней можно приобрести специальную насадку в виде круга, на подошве которого имеются микро крючки для так называемой липучки. К подошве легко закрепить специальные шлифовальные круги, и таким образом превратить болгарку в полировальную машинку.

Но, конечно, более удобным инструментом для полирования кузова автомобиля являются специальные полировальные машинки. Некоторые из них внешне похожи на обычную болгарку, однако, они имеют намного меньшую мощность и возможность регулировки скорости вращения шпинделя. Также в продаже можно встретить полировальные машинки на подобии болгарки с двумя шпинделями. На этих двух шпинделях закрепляются аналогичные два полировальных круга.

Также довольно большим спросом пользуются полировальные машинки с прямым расположением насадки. Такой инструмент имеет две удобные ручки для захвата руками, и прижимается он к поверхности кузова сверху.

Этот инструмент более удобен, так как его вес не приходится держать постоянно в руках. Помимо этого такие машинки довольно легкие сами по себе.

Отдельно следует сказать о распространенном сейчас аккумуляторном инструменте. Эта технология шагнула далеко вперед и продолжает развиваться. Однако на сегодняшний день такой инструмент рентабельно покупать только для защитной полировки, то есть для быстрого нанесения и растирания воска. Для качественного втирания абразивной полировочной пасты такой инструмент абсолютно не годится, так как время его работы ограничено емкостью аккумулятора.

Теперь несколько слов о видах полирования кузова автомобиля. Тут, как уже упоминалось выше, можно все разделить на два вида. Простая полировка с предварительным нанесением жидкого воска. Такое полирование предназначено для нанесения защитного слоя воска на лакокрасочное покрытие. Такая защита будет отталкивать воду, грязь, пыль и прочие факторы внешних воздействий.

Более серьезный процесс – это восстановительное полирование. Такой процесс требует намного больше времени и усилий, нежели защитная полировка. Помимо этого нужны специальные абразивные пасты, которые также различаются по степени воздействия на верхний слой лакокрасочного покрытия. Оба эти процесса незначительно различаются, поэтому каждому автолюбителю полезно будет знать в общих чертах, как и что делать в обоих случаях.

Такая полировка занимает очень немного времени. При наличии шлифовальной машинки можно нанести и заполировать воск всего минут за двадцать. Вот примерная инструкция по этому процессу:

  • Прежде всего, автомобиль тщательно вымывается с применением специальных моющих средств. К этому процессу следует отнестись очень серьезно, так как полировка на грязном автомобиле приведет к обратному процессу – полировальная машинка в сочетании с частичками пыли и песка станет отличным абразивом, который приведет машину в плачевное состояние.
  • Автомобиль не должен находиться под открытыми солнечными лучами. В идеале полирование проводится в прохладном закрытом помещении.
  • Помещение должно быть лишено сквозняков, поднимающих пыль и хорошо освещенным со всех сторон. С пылью ситуация та же, что и с грязным автомобилем. А вот свет поможет не допустить дефектов при полировке.
  • Далее автомобиль условно делится на части – это может быть крыша, капот и так далее. Поэтапно нанося воск на эти детали, он растирается полировальной машинкой до получения желаемого блеска.

Если глубокого блеска не получается, то тут есть несколько вариантов:

  • используемый воск низкого качества или просрочен;
  • лакокрасочное покрытие не имеет лака (бывает на перекрашенных старых авто);
  • для полировки уделено недостаточно времени;
  • лакокрасочное покрытие чрезмерно повреждено и требует восстановительной полировки.

Прежде чем приступать к полировке, должна быть тщательно изучена инструкция к применяемому средству. Некоторые из них довольно агрессивны, и при частом или неправильном применении могут сделать только хуже. Далее процесс примерно такой же, как описано ранее. Единственное отличие – абразивные полироли после нанесения должны немного настояться, и лишь потом растираться полировальной машинкой.

9.2. Инструмент для шлифования

Шлифовальный круг состоит из абразивных зерен и связки. Абразивные зерна непосредственно осуществляют процесс резания при шлифовании, а связка удерживает зерна в теле круга. Между зернами и связкой имеются поры, благодаря которым зерна выполняют роль отдельных резцов; поры служат также местом для выхода стружки.

Шлифовальные круги характеризуются формой и размерами, видом абразивного материала, величиной зерна (зернистостью), типом связки, твердостью и внутренней структурой.

По форме шлифовальные круги бывают:

1) плоские прямого профиля (рис. 72, а) для наружного круглого, внутреннего, бесцентрового и плоского шлифования;

2) плоские конического профиля (рис. 72, б, в) для шлифования резьбы, зубьев шестерен и т. д.;

3) плоские с выточкой (рис. 72, г) для круглого шлифования с подрезкой торца;

4) круги-диски толщиной от 0,5 до 5 мм (рис. 72, д) для отрезных и прорезных работ;

5) круги-кольца и круги-чашки (рис. 72, е, ж, и) для плоского шлифования торцом круга.

Основные размеры шлифовального круга – наружный D и внутренний d диаметры и высота Н. Круги плоские прямого профиля обычно имеют наружный диаметр в пределах от 3 до 1100 мм, высоту (толщину круга) – от 6 до 200 мм.

Рис. 72. Формы шлифовальных кругов: а – плоские прямого профиля; б, в – плоские конического профиля; г – плоские с выточкой; д – круги-диски; е, ж, и – круги-кольца и круги-чашки

Режущим инструментом на шлифовальных станках является шлифовальный абразивный круг. Шлифовальные абразивные круги состоят из мелких зерен абразивных материалов, сцементированных между собой связкой. Твердость абразивных материалов значительно выше твердости закаленной стали. Шлифовальные круги изготовляют из абразивных материалов естественного (алмаз, корунд, наждак) и искусственного происхождения (электрокорунд, карборунд, или карбид кремния, и карбид бора).

По ГОСТ 4785–59 шлифовальные круги изготовляют из следующих искусственных абразивных материалов: нормального и белого электрокорунда; черного и зеленого карбида кремния. Электрокорунд – это кристаллическая окись алюминия (AI2O3), получаемая плавкой в электрических печах бокситовой руды. Белый электрокорунд содержит несколько больше окиси алюминия; его режущая способность выше, чем нормального электрокорунда.

Важнейшим параметром, определяющим режущие свойства шлифовального круга, является его зернистость (обозначаемая номером), т. е. размеры зерен (иначе «крупность» зерен) абразивных материалов, из которых состоит круг. Зерна абразивных материалов обладают очень высокой твердостью и теплостойкостью, имеют острые кромки, получающиеся при дроблении кусков, и способны резать весьма твердые металлы (отбеленную корку чугуна, закаленную сталь и т. п.).

Зернистость шлифовального круга оказывает влияние на качество шлифуемой поверхности: чем мельче зерно круга, тем более чистой получается поверхность.

Зернистость шлифовальных кругов обозначают номером, соответствующим числу отверстий на один погонный дюйм сита, через которое просеивают абразивный материал после его измельчения.

Размеры зерен определяются размерами сторон ячеек контрольных сит, применяемых для анализа зернистых абразивных материалов. Так, например, номер зернистости «16» означает, что абразивные зерна этой зернистости проходят через сито с ячейками размером стороны 200 мк и не проходят через сито с ячейками размером стороны 160 мк.

Для изготовления шлифовальных кругов берут абразивные зерна от № 10 до № 90; шлифовальные порошки – от № 100 до № 320; микро-порошки марок – от М28 до М5. Крупнозернистые круги (до № 24) применяют для чернового шлифования; среднезернистые (до № 60) – для обычного шлифования и заточки инструмента; мелкозернистые (до № 120) – для чистового шлифования. Круги с очень мелкими зернами (№ 120–320 и микропорошки) используют для шлифования резьб.

Связку, скрепляющую абразивные зерна, изготовляют на неорганической или органической основе – керамической, силикатной, магнезиальной, бакелитовой и вулканитовой. Наибольшее распространение в машиностроении получила керамическая связка, которую приготовляют из огнеупорной глины, полевого шпата и кварца.

Достоинства керамической связки – огне- и водостойкость, большая производительность.

Бакелитовая (органическая) связка – синтетическая смола. Круги на бакелитовой связке прочны и упруги, но плохо переносят воздействие охлаждающей жидкости.

Другой вид органической связки – вулканитовая связка, состоящая из каучука (резины) и серы. Круги на вулканитовой связке прочны и водостойки, позволяют работать с большой окружной скоростью, но сравнительно быстро засаливаются.

Твердость шлифовального круга характеризуется сопротивляемостью связки вырыванию абразивных зерен с поверхности круга под действием внешних сил.

В России приняты семь классов твердости абразивных кругов, причем каждый класс подразделяют по степени твердости. Обозначения кругов различной твердости приведены в табл. 14.

Таблица 14

Название и обозначение класса твердости круга

Обозначения подразделений

классов твердости

Мягкий

Среднемягкий

Средний

Среднетвердый

Твердый

Весьма твердый

Чрезвычайно твердый

– М

– СМ

– С

– СТ

– Т

– ВТ

– ЧТ

М1; М2; М3

СМ1; СМ2

С1; С2

СТ1; СТ2; СТ3;

Т1; Т2

ВТ1; ВТ2

ЧТ1; ЧТ2

Правильный выбор твердости круга оказывает существенное влияние на процесс шлифования и прежде всего на самозатачиваемость круга. Самозатачиваемость – это выкрашивание из круга затупленных зерен и обнажение новых зерен с острыми гранями. Если для шлифования данного материала выбран слишком твердый круг, зерна не будут выкрашиваться и, следовательно, самозатачивания не произойдет, что приведет к засаливанию круга и ожогу шлифуемой поверхности; из слишком мягкого круга зерна могут осыпаться, и он потеряет свою форму. Обычно для шлифования мягких материалов выбирают твердые круги, и наоборот.

Шлифовальные круги подвергают правке для восстановления его режущей способности, потерянной в результате засаливания и затупления, для исправления геометрической формы изношенного круга и обеспечения правильного расположения рабочей поверхности круга относительно оси его вращения после установки на шлифовальном станке. Применяют правку шарошками, твердосплавными роликами, абразивными дисками и алмазами.

Под правкой круга понимается процесс удаления с его поверхности слоя изношенных или засалившихся абразивных зерен.

Объемное соотношение абразивных зерен, связки и пор характеризует структуру круга. Структуру круга обозначают номерами от 0 до 12. С увеличением структуры на один номер объем зерен в круге уменьшается на 2 %, а объем связки увеличивается на 2 % при постоянном общем объеме пор, но изменении их величины.

Круги с мелкими порами (структуры № 0–3) применяют для шлифования твердых и хрупких материалов, когда требуется высокая чистота поверхности; круги с порами среднего размера (структуры № 4–7) – для наружного круглого шлифования, а также для плоского шлифования мягких металлов; круги с открытыми порами (структуры № 8–12) —для скоростного шлифования.

Характеристика шлифовальных кругов находит отражение в их маркировке, в которой указывается также завод-изготовитель; например, марка «3-д Ильича Э46СМ25К ПП500150305 35 м/с» обозначает, что круг изготовлен на заводе имени Ильича из электрокорунда, имеет зернистость № 46, твердость СМ2, структуру № 5 на керамической связке, плоскую форму прямого профиля размером 500150305 мм, допускаемую скорость вращения 35 м/с. Иногда в маркировке не указывают структуру круга.


Смотрите также